Удивительная всё-таки штука жизнь! Не далее, как пару дней назад я опубликовала в группе ВКонтакте понравившееся мне высказывание:
It is paradoxical that many educators and parents still differentiate between a time for learning and a time for play without seeing the vital connection between them.
~ Leo Buscaglia
Но уже вчера моя дочка заставила меня поставить его под сомнение. Расскажу, как было дело.
Мы с Дашей купили новый набор домино - красивый, взрослый, с точками. Сыграв партию в традиционную игру, я предложила дочке ещё одну - ту, которая запомнилась мне с блога игромастера Натальи Чистоклетовой. Я обвела несколько костяшек на листе бумаги, поставила в центре каждого прямоугольника плюсы и попросила дочку поочерёдно брать доминошки и рисовать в каждом квадрате столько точек, сколько их на костяшке. Даша сделала это быстро и с интересом. Но когда я написала справа знаки "равно" и предложила ей посчитать сумму каждого получившегося примера, дочка посмотрела на меня с некоторой обидой и разочарованием и бросила ручку, сказав, что это не интересно и что вообще это не игра.
Надо сказать, что такое случается в моей практике впервые. Конечно, мы тут же отложили домино в сторону и перешли к освоению ещё одного нашего приобретения - шахмат. Но я не могла перестать мысленно обдумывать эту тему. Расскажу вам о своих мыслях.
Начнём с того, что понимание игры ребёнком и взрослым в корне различается. Для детей игра - это спонтанное выражение своих эмоций. Родители и педагоги более склонны к обучению и даже в игру любят закладывать различные развивающие моменты. Если мы расположим спонтанную игру без правил и обучение на разных концах шкалы, то между ними образуется некий отрезок, на котором взрослый и ребёнок находят точки соприкосновения - сюда входит большинство настольных игр, а также некоторые ролевые и подвижные игры. Когда ребёнок выходит за рамки этого отрезка, проявляя слишком много фантазии, взрослый, как правило, отходит в сторону, оставляя малыша наедине с игрушками: ему здесь больше нечего делать. Когда за рамки выходит взрослый, то игру покидает ребёнок: он просто теряет к ней интерес.
Теперь о том, что касается предоставления ребёнку знаний в игровой форме. Обобщать не буду - просто расскажу о том, как это заведено у нас. У нас с дочкой есть негласное правило: я даю ей информацию только в виде ответов на заданные вопросы. Именно так у нас происходит и изучение букв, и решение математических примеров, и постижение прочих отраслей знаний. Даша очень точно уловила суть познавательного процесса: когда она ощущает жажду новых знаний, она предлагает мне поиграть в школу. Она складывает тетрадки, книжки, ручки и карандаши в рюкзачок, садится за столик рядом с плюшевым мишкой - в такие моменты она готова выполнять любые мои задания. Именно такие уроки - это время, когда обучающие методические находки и дидактические материалы идут на ура.
Но вчера я впервые нарушила наше негласное правило: я попыталась учить дочку в тот момент, когда она не испытывала в этом потребности. И получила закономерный результат: "Это не интересно и это не игра!" Естественно, это ничуть не умаляет идеи великолепного Натальиного упражнения - я буду им пользоваться и впредь, но только в своё время. Ведь, как говорят англичане:
There is a time for work and a time for play.
А теперь мне бы хотелось услышать ваши мнения (я знаю, что читателями сайта, в основном, являются родители и педагоги). Как вам удаётся нащупывать границы отрезка шкалы "игра - обучение", на котором взрослым и детям интересно проводить время вместе? За счёт чего вы расширяете его границы? И как вам удаётся держать руку на пульсе интереса ребёнка - этой лакмусовой бумажки, с помощью которой мы узнаём, стало ли наше занятие однокоренным к слову "занимательно" или превратилось в школьный урок?
Я напишу, что я делаю, чтобы научить своего ребенка. Сначала нужно что-то интересное заметить и назвать, то, что на первом плане, бросается в глаза, то, что идет вторым планом - второстепенное, то, что ускользает от внимания - самое мелкое, не торопясь, посидеть и найти то, что не сразу заметишь, необычное, и это все назвать своим именем. Когда мы все назвали, вся масса распадается на отдельные предметы или понятия или слова. А теперь нужно найти еще такое же, может быть в другом исполнении, или видоизмененное. Потом смотрим, чем оно отличается от остальных и что с этим можно сделать, как его применить в жизни, как использовать.
У каждого действия ребенка, особенно если инициатива идет от взрослого, должна быть какая-то цель, может быть какой-то практический смысл, дети не любят бесцельные занятия, например складывать точки. Они бессмысленно любят делать только то, что у них хорошо получается. Если бы Даша хорошо умела считать, она, бы. легкостью складывала, это бы доставляло ей удовольствие, как она ловко делает. А раз ей трудно, значит ее нужно заинтересовать целью этого действия - зачем она это делает, это нужно маме, но не ей.
Чем грешит наше школьное обучение, в школе стараются впихнуть в голову побольше знаний, в надежде, что взрослый сам разберется, что ему нужно и достанет необходимое. Но ребенок не видит в этом смысла, зачем ему это нужно, и все, мозг лишнее выбрасывает за ненадобностью.
Совсем необязательно все новые знания подавать весело и интересно, превратив каждый день в праздник. Конечно, если у родителей есть такой талант, то это замечательно, это развивает фантазию. Но все новое само по себе интересно. А окружающая среда и наша жизнь подкидывает столько нового, что проблема, как убрать часть информации, чтобы не перегружать голову, а оставить время для осознания самого себя и своей души.
Я не педагог, могу ошибаться.
Таня, я думаю, ты права: ребенку важно, чтобы он видел цель своих действий. У меня Даша с удовольствием считает в рамках игры в магазин: чтобы продать товар, она не поленится и счетные палочки достать, и на счетах сумму сложить.
Если же такой цели нет, думаю, в игре важна соревновательная составляющая: кто первый заполнит карточку правильными ответами и т.п. Причем, взрослый здесь не подойдет - нужна именно группа детей с примерно равными навыками счета.
Если же нет и этой составляющей - то тогда, наверное, просить ребенка считать правомерно только в рамках игры в школу. Во всяком случае, я пока больше не вижу вариантов. Интересно, что скажет Наталья - специалист по играм.
Вчера, к моему большому сожалению, Даша не захотела даже прикасаться к домино - хотя я предлагала ей другие игры с ним. Зато мы успешно поиграли в шахматы, шашки и карточки (выкладывали по десять карточек с картинками, потом один игрок закрывал глаза, а второй убирал одну карточку).
Я помню это состояние, когда я в детстве полностью вживалась в игру и забывала о реальности, с особо полюбившимися играми я не расставалась по нескольку лет, они повлияли на мое тогдашнее поведение и характер. Мне не нужна была мама, чтобы играть со мной в мои фантазийные игры, она меня отвлекала. Наверное только взрослые с артистическим характером способны на такое, у меня реальность побеждает.
С моим братом отец в два года читал Учебник электрика флота и Электротехнику, и я с ним в три, четыре года в автобусах, больницах и очередях, чтобы занять ребенка объясняла картинки в учебнике физики за шестой, седьмой классы. Просто они были у меня под рукой, если бы такие понятные картинки были в учебнике русского или математики - я бы и их поясняла.
Я брала любые учебники с картинками и рассказывала все, что он слушал.
Брат уже взрослый и в проводах и электричестве прекрасно разбирается с детства.
К чему я это рассказываю. Все, что интересно родителям, можно передать ребенку, если не ждать, когда маленькое и глупое создание вырастет и поумнеет. Можно ведь и не дождаться. Не нужно недооценивать детский ум и кормить его только детскими консервированными знаниями из садовской программы. Можно сразу начинать с института. Весь вопрос, как преподать. Начинайте говорить, если слушает, значит можно продолжать. А систему знаний оставьте школе, а то ребенку будет там скучно и он не научится учиться самостоятельно.
Наверное мои мысли немного не в тему.
Таня, ой как мне это знакомо! Когда я пошла в первый класс, сестре исполнился год - и я ежедневно рассказывала ей все, что узнавала в школе. Как сейчас помню, как я злилась, когда она, сидя в своей детской кроватке, не могла понять процесс производства бумаги из дерева. В четыре года она у меня уже умела играть в карты и писать. Правда, последнее было скорей медвежьей услугой: у нее ушло несколько школьных лет на то, чтобы уразуметь, что далеко не все слова пишутся так, как слышатся.
Но с дочкой у меня по-другому: я уже реализовала свой учительский потенциал и не вываливаю на нее всю информацию, которой владею - а выдаю ей ее по мере пробуждения интереса.
А вот что касается твоей мысли о том, что ребенку можно легко и непринужденно передать все то, чем живет и горит родитель, здесь я полностью с тобой согласна. Не случайно же в большинстве случаев дети художников чуть ли не с рождения умеют держать кисть, а дети музыкантов прекрасно поют. Мне тоже удается передавать дочке свои увлечения: любовь к языку и к творчеству.
Возможно, дело и правда в том, что я сама с математикой на "Вы"? Мне надо подумать об этом, понаблюдать за собой.
Спасибо за откровенность. Эта тема сейчас важна для меня.
Оля, я внимательно почитала твой пост... Ситуация интересная и полезная возникла не для ребенка, а для тебя))) Ведь не только мы их учим, а и они нас! Полностью соглашаюсь с Татьяной – ребенку, как и взрослому нужна цель! он должен понимать ЗАЧЕМ ему ЭТО надо делать! И если аргументы взрослого не убедили ребенка, то ничего не выйдет.
я несколько раз приходила к твоей статье, каждый новый комментарий отодвигал публикацию)) да еще и ты так хитро закрутила "что ответит специалист"?))) В общем у меня получился в результате не комментарий а целая статья с иллюстрациями))Надеюсь, ты примешь мой комментарий в таком виде.
http://nataliigromaster.blogspot.com/2013/06/blog-post_28.html#more
Еще раз перечитала ваши с Таней обсуждения - и могу сказать, что я не сговариваясь с вами, написала о том же)))
Оля, спасибо тебе за тему для размышлений, очень важная и полезная тема!
P.S.Надеюсь ты не против, что я дала ссылку на твою статью.
Наташа, согласна, ситуация возникла исключительно полезная. Я люблю такие "крепкие орешки" - они помогают расти.
Спасибо, что серьёзно подошла к нашему диалогу и опубликовала свой ответ именно в таком виде. Я прочитала его с большим методическим интересом: ведь это не только бесценная возможность посмотреть коллегу в деле, но и шанс сравнить домашние игры с групповыми занятиями.
Кстати, вчера вечером дочка перестала сердиться на домино и мы с большим удовольствием поиграли в твои грузовички. Когда двойные костяшки закончились, Даша сама придумала укладывать в кузов сумму (скажем, выпало две и три точки - загружаем костяшку "5:0"). Уверена, что со временем мы и к счёту вернёмся. Спасибо за прекрасные идеи!
Ну и УРА нам))) Главное на ребенка не давить! Наверняка, у вас в процессе игр появятся и свои варианты, приглашай посмотреть.
А благодаря "не хочу" твоей малышки получился мини-семинар по обмену опытом)))) так что ей СПАСИБО! Так и развиваемся... дети нас двигают вперед!
Девочки, какую актуальную тему вы затронули!Нас подобный вопрос настиг в пять лет. Катя стала отвергать любые игры, где я пыталась ввести элементы обучения и открытым текстом говорила: "мама, ты хитрая лиса". Я очень переживала, т.к. часто на работе и ловить моменты тяги к знаниям не всегда получается. У многих знакомых дети росли "в сказке", а потом шли в школу и испытывали настоящий шок от нагрузок и подходов обучения.(а у нас в городе проблема еще и такая: в простых школах много детей из неблагополучных семей, в лицеях и пр -окружение адекватное, но нагрузки кошмарные, а как сделать правильный выбор -вопрос).В этот же период Катя стала сильно подражать взрослым и требовать соответственного к себе отношения. И я с ней просто села и поговорила.Объяснила, что взрослые не всегда делают то,что хочется, есть такое слово "надо". И чтобы вырасти умным человеком, нужно прилагать усилия. Что люди, которым не хватает знаний сидят и жалуются на жизнь и просто не понимают, как изменить свое положение.
Какое это имеет отношение к игре- обучению? У нас самое прямое. Во первых, Катя сама стала выбирать себе задания для самостоятельной работы и выполнять их. (берет даже к бабушке на дачу прописи, штриховки и проч). Во-вторых, гордится тем, что даже если ей хочется побегать-попрыгать- она сумела сесть и выполнить обещанное. Как взрослая. Конечно, "обязаловки" длятся не более 10 минут. С математикой мы тоже не в ладу, но Катя решила, что она будет получать свою конфетку именно после нее. "кто задание выполняет, тот конфетку получает". А игры - по желанию, сегодня интересно одно, завтра другое.
С игрой в школу - особый случай.На последних занятиях темы были: причина- следствие (давала задание выявить, чем является диатез, а чем сладкие конфеты). С английским - вообще улет. Тема - глаголы must/may. Взяла медведя и говорит:"Если ты ногу сломал" - you must go to the doctor, а если занозу загнал- можешь, конечно сходить, а можешь попарить дома в марганцовочке - это may.
Дети часто разделяют интересы родителей - это факт. Сейчас смотрю Jane Eyre (http://mipolygloti.ru/filmi-na-angliskom-onlain/film-dzheyn-eyr-na-angli...) и Катя променяет любой мультик на нее. А если некогда, ставит на вид: "Ну кто же будет прививать ребенку любовь к языку?"
Такой подход подойдет не всем. Но дети, как и родители, индивидуальны. Главное, чтоб был результат и положительные эмоции. Катя стала более дисциплинированная, ответственная, и с большим интересом играет сама.
Таня, спасибо за комментарий! Задумалась о "сказке". Хотя у меня Даша живёт в реальности, по сути дела, я ведь ещё практически не начинала заниматься с ней школьными предметами. Так, баловство одно: немного математики, истории и географии - но всё исключительно по желанию и настроению.
Вот ей исполнилось пять лет и, видимо, этим летом и мне предстоит принять решение, куда мы дальше движемся:
Да, есть о чём подумать! А Катюшка у тебя какая молодец!
Моему ребенку сейчас три с половиной года, конечно до школы нам еще очень далеко, но вопрос этот меня всегда интересовал - как нужно готовить ребенка к школе и к учебе.
Я могу дать ему до школы знания за первый и наверное и за второй класс, в школе учеба сначала будет даваться легко, меньше будет стрессов, не будет падать самооценка, будет считать себя умнее других и получать пятерки. Нужно ли это делать?
Не станет ли он к учебе относиться как к не стоящей внимания, да я и так все знаю, все, что говорит учитель, я уже слышал, другие дети глупые, не могут сообразить, а я умный, быстро догадался и т.д. Ведь начальная школа для того и нужна, чтобы выработать отношение к учебе и школе, а когда нагрузки возрастут, а домашние заготовки закончатся, что делать?
Не лучше ли вместе со всеми остальными детьми учиться УЧИТЬСЯ, ну не будет он получать пятерки, ну и что с того?
А вот некоторые моменты школьной программы в школе не успевают отрабатывать, или такая программа, или такое отношение учителей, не знаю в чем причина, но они очень важны для дальнейшей успешной учебы.
Это скорость чтения, удивительно, но даже в восьмом классе дети не могут бегло читать; это навыки устного счета, совершенно не умеют сложить два двузначных числа, не понимают, как решать задачи, что с чем складывается и отнимается, а что нет; не умеют рисовать, не понимают жанров живописи, скульптуру, не знают нотной грамоты, не различают травы на лугу и деревья, не знают и не отличают птиц, не умеют шить ровно и красиво, не понимают выкройки и еще можно долго перечислять. У меня есть живые примеры. Зачем они ходят в школу, чем они там занимаются. Нет БАЗЫ, какие-то куски, которые ребенок не способен применить в жизни.
Должны ли родители заменять собой учителя, и давать основные знания дома?
Может лучше сосредоточить усилия на том, что в школе упускают, а остальное - дело учителя, зачем дублировать процесс. Некоторые делают еще круче. Ребенок проходит школьную программу, а потом это же с репетитором. Вообще кошмар.
Я сейчас ребенка учу различать травы, он знает много птиц, насекомых мы все наблюдаем в живой природе, я люблю сама очень играть с кубиками, они хорошо развивают навыки геометрии и пространственные навыки, очень важны всякие лабиринты, у нас есть всевозможные интересные конструкторы и я постоянно ищу новые, мы режем на части разные овощи-фрукты и смотрим, сколько чего получается, подрастет, начнем все мерять мерками и сравнивать предметы. Да сколько всего можно найти. До школы я хочу его научить свободно складывать и отнимать. Ну и конечно читать. И еще многому, многому, что пригодится в жизни.
А в школа - это очень важно, но это далеко не все. У нас до школы масса времени, мои мысли могут измениться и на противоположные, поживем-увидим. Хотелось бы еще услышать мнения, как другие готовились к школе и что из этого получилось.
Ты знаешь, Таня, мне очень близки твои рассуждения. Только мотивы мне приходят в голову другие: я не думаю, что Даша станет задаваться, если будет знать больше других (она не такой человек) - просто хочется уберечь её от скуки.
Кроме того, меня охватывает острое чувство жалости, когда я смотрю в не по-детски серьёзные глаза детей (это хорошо видно даже на фото), которых с рождения грузят информацией. Вот один из самых ярких примеров из всех, что мне встречались, наглядно иллюстрирующих вред раннего обучения: A Tale of Two Educations: The Motivated Learner.
Да, все- хорошо в меру! Нужно, чтобы занятия не являлись главным и единственным в жизни ребенка (в дошкольном возрасте). В школе учеба - главное, но не должно быть единственным занятием. Нужно понимать, что есть определенные возрастные особенности и потребности психики и нервной системы. Нельзя у ребенка забирать детство!
НО я хотела не об этом сначала сказать, хотя тема перекликается.
Я хотела сказать, что прежде всего, почему дочка Оли отказалась заниматься, это потому, что она почувствовала себя обманутой!
Если мы говорим ребенку, что будем заниматься, будем чему-то учиться (и ребенок хочет этому научиться), то занятия в игровой форме облегчают этот процесс и приветствуются ребенком, так как игра для него -более привычное занятие.
А если говорим, что будем играть и вдруг заставляем напрягаться (другое дело, если бы ей нравилось считать).
Нельзя обманывать! (хотя я понимаю Ваши побуждения!), но ребенок именно так это воспринял.
А второе: ребенок должен понимать необходимость обучения. Но обязательный график занятий только после 6 лет в порядке подготовки к школе. А сейчас правильно: по мере возникновения вопросов, хотя их можно провоцировать.
Кажется, у Вас уже налаживаются игры с домино. Успехов Вам, Оля !! и с Днем рожденья !
Все так, Наталия Васильевна, именно обманутой! Случилась осечка: в этот раз я не нащупала границу между игрой и обучением - и в результате невольно обманула ребенка. Вот поэтому и затеяла разговор: чтобы услышать от других родителей и педагогов, где, по их мнению, эта граница проходит.
Спасибо за поздравление!
Помню у меня на занятии (на общеразвивающем, не по английскому) была прямо противоположная ситуация. Я пообещала детям, что мы сейчас будем не играть, а заниматься, чтобы настроить их на серьезный лад, а во время выполнения задания одна девочка мне сказала: "Странно, а так похоже на игру..." Смысл задания был - обвести по точкам узор, похожий на дым от паровозика. Вот я и сказала, что мы на паровозике катались, а он оставил за собой клубы дыма, давайте их нарисуем.Я очень долго думала, почему это было "похоже на игру". В психологическом словаре игра определяется как активность в ситуации если бы да кабы. То есть в игре есть всегда "понарошку" или сюжет. Мне кажется, это важно. Не просто закорючку рисовать, а дым паровозика. Не просто точки перерисовывать, а, допустим, переводить муравьев по мостику (знаку равно) на другой более большой корабль, так как на двух маленьких кораблях, они не вмещаются. А может быть, это вообще не муравьи, а семьи мухи-цокатухи и комарика, и, чтобы отметить свадьбу, им надо объединиться за большим столом. А потом считаем гостей и рисуем соответствующее число стульчиков. А можно не рисовать, а лепить точки из пластилина, и отклеивать их, переводить по мостику и сажать на новое место. И еще ремарка про дидактические, то есть обучающие, игры. Они прекрасны, но требуют сильной концентрации внимания. Ребенок устает, ему нужна разгрузка. Когда строю план занятия - индивидуального или группового - всегда учитываю, какая игра концентрирует внимание, какая просто fun. Такие игры должны чередоваться, иначе тяжело, и опять же, я сталкивалась с ситуациями, особенно на индивидуальных занятиях, когда дети отказывались от игр, вызывавших ранее восторг, просто потому что устали. А потом снова играли в них с удовольствием. Так, например, та игра с дымом паровозика вряд ли стала бы восприниматься как игра, если бы мы до этого вдоволь не повеселились и не побегали, и накопили сил на обучающую игру. Просто ребенок имеет право сказать стоп, не хочу, не сейчас. Здорово, когда родитель это слышит)
Даша, спасибо за пример. Оказывается, различия в понимании того, где именно проходит граница между игрой и обучением, могут смещаться и в другую сторону при общении взрослых и детей.
Жёлтую зону на моей схеме можно назвать "обучением в игровой форме" или "обучающими играми". Да, в игровой форме ребёнок может освоить всё, что угодно: от языков до ядерной физики. При этом мне кажется очень важным не позволять форме превалировать над содержанием - а то ведь можно увлечься красивой обёрткой и не заметить, что ребёнок уже сыт по горло завёрнутой в неё информацией.
Ты правильно пишешь о необходимости чередовать виды деятельности. И да, трудно переоценить значение чуткости: слышать ребёнка и реагировать на обратную связь, которую он даёт.
Наверное, я еще долго буду думать и наблюдать, выбирая тот стиль обучения, который подходит моим детям. Со старшими я не задумывалась - было много быта: стирки,готовки и тп.. Дениска категорически отвергает школьные предметы, слава богу, и ДЗ им не задают -такие сейчас правила. У него в голове есть какая-то своя программа, он хочет стать ученым, лепит и мастерит своих существ, и они никак не пересекаются с программой. Он ничего не рассказывает об уроках, на вопрос Что было сегодня веселого в школе? отвечает Не помню. Писать прописи для него -мУка. ООценок им не ставят, только звездочки в тетрадь. И когда родители начинают в Ватсапе сравнивать "звания" своих детей: у кого больше, я молчу. Уже спокойно молчу. Для меня показатель правильности нашей жизни другое: горящие жаждой познания глаза, ставящие в тупик вопросы, его насыщенная внутренняя жизнь, отражающаяся в таинственных рисунках и конструкциях.. Очень трудно было перестроить сознание отличницы, практически "синего чулка" и понять, что дети могут не быть книжными червями с круглыми отметками, что знания приходят не только из книг и уроков. Что знания хорошо лягут тогда, когда их хочется получить.
Не в тему статьи?
Да, тут важно найти свой стиль. Моя дочка тоже отказывается писать прописи и Натальины задания у нас до сих пор не идут. Зато она всегда с удовольствием играет в те игры, которые предлагает сама или которые инициирую я. Для Даши важно, чтобы в играх была жизнь, чтобы сюжет развивался спонтанно и мог на каждом этапе повернуть в любую сторону. А как будет в школьные годы - пока не знаю.