Я заметила интересную закономерность: изобретаешь, готовишься, продумываешь лексику, составляешь фразы, проверяешь, всё ли правильно и т.д. А подготовленная игра так и не получается по разным причинам. Потом начинаешь присматриваться, прислушиваться, что же интереснее дочери. И, поймав подходящий момент, применяешь все свои приготовленные знания ))) И – ура! Игра получается не более 15 минут, но с использованием всего подготовленного, без затруднительных пауз с моей стороны, с большим интересом дочери.
Так я, начитавшись информации о формах и геометрических фигурах, подготовилась: накачала мультяшек, выучила сама все слова (это самое тяжелое!), подготовила задания. Но никак не «идёт», каждый раз появляется что-то более интересное. А настаивать и заставлять дочку я не вижу смысла. Так и оставляю, на чем остановились. Сама же в это время учу, чтобы придать «легкость» моей речи и нашим играм. А с дочкой на английском играем в уже известные мне вещи. И вот по телевизору передача про то, как сделать из пуговиц черепаху. Дочка с интересом смотрит. Я тут же подключаюсь, предлагаю сделать такую же, достаю заготовленные давным-давно картинки, в том числе и черепахи. Нахожу заготовленные геометрические фигуры. Дочка сама вспоминает, как играть с этими материалами (давно мы уже с ними играли). А я тем временем показываю каждую фигурку, называю её, а также её качества (размер, цвет и т.д.). Вся игра заняла всего минут 10! Но зато интересно и эффективно. Еще дня два дочка сама достаёт эту игру и подолгу возится с ней. Когда в следующий раз Милаша достаёт уже другой набор с геометрическими фигурами, играет с ними в свою вымышленную игру, а я вновь завожу разговор на английском, то я вижу, что вся лексика ею «усвоена», она легко ориентируется в названиях геометрических фигур и их свойствах. Теперь уже важно просто практиковать использование этих знаний в повседневной жизни.
Другое направление, которое я стала развивать в нашей практике с английским языком, это учить действия и расположение в пространстве. Например, попалось мне видео о том, что где находится (в духе всех детских рифмовок). Посмотрели вместе и тут же начали играть в прятки. Игрушка прячется, Милашка ищет, я прошу назвать её то место, где игрушка лежит. Потом меняемся, Милашка прячется, а я вместе с какой-нибудь игрушкой ищу её. Практикуем соответствующую лексику по теме прятать/искать, название комнат, мебели и пространственные предлоги. Самое главное – дочке очень нравится, радостный смех и просьбы поиграть еще!
Ирина, спасибо за такую прекрасную иллюстрацию темы! Вот именно так оно и происходит с детьми: заготовки в большинстве случаев идут по боку, уступая место спонтанности. Но спонтанность эта должна быть подготовленной и заранее предугаданной. На мой взгляд, именно в этом и заключается профессионализм при работе с детьми.
Примерно также происходит и у нас. Я изучила тему Огород, слова посмотрела в словаре, грядки, игрушечные и настоящие тяпки, лопаты лежат иди и играй, только до огорода мы дойти не могли, дети заболели. Тогда в песочнице вскопали мы грядки, грабельками разровняли, камушки посадили, обсудили, какие разные семена и что мы садим, листочки от одуванчиков и травинки выросли, из леечки полили, урожай собрали в корзинку, здесь же в песочнице суп сварили, поели, все... Если бы не было моей подготовки, не получилось бы игры, а по готовому сценарию она не шла. То, что интересно ребенку, то лучше запоминается, он сам ведущий, сам главный, это его игра, а мама - партнер, а не учитель.
Спасибо! Действительно только совместный интерес к игре, а не к занятиям, обеспечит результат - ребенок "освоит" язык. Конечно, это в случае с малышом )))
Точно-точно. Планы и подготовки занятий со своим ребенком - это, скорее, новые идеи игр, игрушки-самоделки или для самообучения. Все обязательно применяется, только неизвестно когда и в каком объеме))) Спонтанные занятия по хорошо подготовленному материалу - это здорово!