Фонетические диктанты

Рано или поздно в жизни каждого изучающего язык наступает такой момент, когда он уже познакомился со всеми звуками и перед ним встаёт необходимость в их систематизации. Хорошим подспорьем в этом является таблица звуков английского языка. Мы с учениками не пользуемся готовой - вместо этого мы составляем собственную таблицу, а заодно и закрепляем звуки.

Мы пишем заголовок "Звуки английского языка". Далее я обычно прошу ученика поделить страницу тетради на две колонки: одну для гласных звуков, вторую - для согласных. После этого мы делим каждую из колонок на части. Гласные звуки делятся на три группы: парные, непарные и дифтонги. У согласных можно выделить только две группы: парные и непарные.

Когда таблица начерчена, я начинаю задавать вопросы: "Какие пары мы выделяем у согласных? А у гласных?" Если на первый учащиеся обычно отвечают правильно: это звонкие и глухие согласные, то второй вопрос вгоняет многих в ступор. Когда после различного рода подсказок правильный ответ (долгие и краткие гласные) всё-таки находится, мы начинаем заполнять таблицу.

В этом нам помогают карточки со звуками английского языка (скачать можно здесь). Удобно сначала выкладывать нужные звуки на столе по колонкам и лишь после этого заносить их в таблицу:

Dictations-1.JPG

Таблица заполнена. Теперь остаётся только посчитать количество элементов в каждой колонке и сложить полученные результаты, чтобы установить, сколько всего звуков в английском языке. Мы берём цветной фломастер и пишем "44" крупным шрифтом:

Dictations-2.JPG

На следующем занятии мы обязательно пишем выученные звуки на диктант. Для диктантов мне нравится пользоваться пустой, многоразовой благодаря ламинации, таблицей*:

Dictations-3.JPG

На ней удобно писать фломастером - потом написанное легко стирается при помощи влажной ткани или салфетки:

Dictations-4.JPG

Если учащиеся успешно справились с таблицей, можно двигаться дальше: писать отдельные звуки, а затем и отдельные слова на слух.

Ещё некоторое время после прохождения курса фонетики я рекомендую своим ученикам держать таблицу звуков английского языка на видном месте. Кстати, вот здесь есть интерактивная таблица звуков английского языка от Британского Совета (правда, без одного дифтонга) - на сайте есть возможность прослушивать звуки онлайн или скачать таблицу себе на компьютер. А здесь вы найдёте полную таблицу звуков от BBC (без возможности загрузки).

*Примечание. Члены клуба найдут пустой шаблон "Таблица звуков английского языка" для фонетического диктанта.

Phonemic Chart
Zelya аватар

У меня были наглядные пособия с деревом, цветочком и даже с бабочкой. Но я обычно не контролирую правописание звуков с помощью диктанта. На самом начальном этапе, когда мы только учимся читать, мы пишем транскрипцию слов, чтобы понять значении транскрипции. Мне важно, чтобы дети умели читать слова по транскрипции и просто распознавать их при выполнении упражнений. Я делаю так: диктую по буквам длинное незнакомое слово, которое не читается по правилам, и прошу найти его в словаре и прочитать транскрипцию. А вот такую многоразовую таблицу можно сделать для написания слов и распределения их по типу слога. Спасибо за идею! Кстати, ты пользуешься простыми фломастерами или маркерами?

admin Olga-ekb аватар

Точно, Гузель, это отличная идея - сделать пустую таблицу для распределения слов по типу чтения гласной. Спасибо!

А писать на плёнке можно как специальным маркером, так и обычным фломастером - всё благополучно стирается.