Обучение в группе: вопросы и ответы

Очень интересно узнать Ваше мнение по таким вопросам, которые беспокоят меня очень сильно, а ответа на них пока не могу найти.

  1. Хотя мы формируем группы на основе тестирования, как показывает практика, очень часто есть сильные ученики и в этой же группе появляются и слабые. Когда тема изучена, проходит тестирование и 1-2 человека пишут его не очень хорошо. Мы прорабатываем ошибки и даем новый материал. Стоит ли «тормозить» всю группу и опять объяснять пройденный материал слабому ученику или стоит двигаться вперед?
  2. Как часто и как нужно повторять пассивный запас слов? (Очень расстраиваюсь, когда сильные ученики учат успешно слова, которые мы в упражнениях, диалогах, текстах и.т.д, а через 2-3 месяца 30-40% этих слов они не помнят, хотя знали их отлично).
  3. Как лучше читать тексты на уроках про себя или вслух.
  4. Какой по Вашему мнению самый эффективный способ научить наших детей именно говорить на английском языке?
  5. Как лучше проверять письменное домашнее задание собрать тетрадки или всем вместе?
  6. На наших курсах мы работаем по разным учебникам, но столкнулись с еще одной проблемой: очень мало заданий на повторение, особенно, те грамматические темы которые учили в сентябре в апреле-мае уже вообще не повторяются. Как лучше повторять изученный ранее грамматический материал?
admin Olga-ekb аватар

Ирина, вы подняли очень актуальные вопросы, которые действительно возникают практически всегда при работе в группе.

Разделение на сильных и слабых неизбежно. Если в группе выделяется совсем слабый студент, который коренным образом отличается от всех остальных, я рекомендую ему дополнительные занятия отдельно от группы. Но такие случаи достаточно редки - в моей практике был всего один такой случай: молодой человек не понимал на занятиях в вузе ровным счётом ничего, но после дополнительных уроков у репетитора он однажды даже поправил меня, когда я оговорилась во время объяснения новой темы, и был очень горд собой. Happy

Для других же случаев я стараюсь применять менее радикальные способы. Например, можно поделить группу на пары (по принципу сильный-слабый, но не афишируя этого) и внутри каждой пары "поиграть в учителя": сначала один объясняет материал второму с примерами, потом наоборот. Кстати, такое объяснение равного партнёра зачастую бывает более эффективным, чем объяснение учителя. Конечно, и дополнительные объяснения учителя никто не отменял - например, на переменке.

Всю группу я всё-таки стараюсь не тормозить, чтобы сильным ученикам не было скучно. Но при этом активно применяю групповые методы работы, чтобы все были вовлечены. Например, пройдена тема "Страдательный залог". У одной студентки возник вопрос, в каком случае надо сказать "It has been made", а в каком: "It is made". Я переадресую вопрос группе. Если никто не может сформулировать, в чём заключается различие между действием и состоянием, значит, мы все вместе делаем дополнительные упражнения именно на эту тему. Если для других это очевидно - пусть они объяснят отстающему: подробно, с примерами. Здесь самое главное - создать такую атмосферу в группе, чтобы те, кто не понял, не стеснялись задавать вопросы.

Что касается повторения, то иногда (скажем, раз в месяц) можно невзначай подобрать текст/диалог/тему для всеобщего обсуждения, при обсуждении которых было бы не избежать употребления пройденных ранее слов. Если речь идёт о грамматике, то здесь незаменимы упражнения, не разбитые по темам, а включающие всё. Часто я сама пишу упражнения, включающие как пройденную грамматику, так и лексику.

Если говорить о текстах, то мы не читаем их вслух только с теми студентами, чьим профилирующим предметом является английский (романо-германское отделение), с остальными читаем и переводим вслух. Если речь идёт о языковых курсах, то поначалу я обязательно прошу их слушателей читать и переводить вслух. Если группа сохраняется на протяжении довольно долгого времени, то, думаю, чтение вслух с переводом можно отменить, когда все умеют это делать отлично. Но реально у меня такой ситуации не было: всё-таки на курсах большая текучка.

Письменные домашние задания я всегда проверяю сама. При этом я обязательно выписываю ВСЕ ошибки и прорабатываю их в классе: задаю группе вопрос, как правильно сказать. Удивительно, но при групповой работе над ошибками они, как правило, дают верный вариант сами.

А самый эффективный способ научить кого-то (будь то ребёнок или взрослый) говорить на языке - это разговаривать с ним на языке.

Спасибо за вопросы. С удовольствием почитаю ответы других преподавателей. Happy

Irina7777 аватар

Спасибо большое за Ваши ответы. Они очень мне помогли, с сентября буду пробовать применить Ваши советы на практике. Особенно понравился принцип объяснения материала сильными учениками слабым. Жаль, что раньше не догадалась. Еще раз огромное спасибо Happy Rose

admin Olga-ekb аватар

Ирина, я рада, что смогла помочь. Happy Будем надеяться, что здесь появятся ещё идеи по оптимизации учебного процесса.

Irina7777 аватар

Ольга, я очень ценю Ваше мнение. Может Вы и другие преподаватели помогут мне, разобраться и в таких вопросах:
1. Должны ли родители контролировать своих детей при выполнении домашнего задания по английскому языку? Действует ли здесь «принцип треугольника» (родитель + ученик + учитель), если одна сторона выпадает, то это будет сказываться на обучении.

2. Сколько времени на уроки следует уделять каждому из видов деятельности (reading, speaking, writing and listening) на одном уроке, если урок 60 минут.

3. Иногда, у нас появляются группы, в которых ученики занимаются 1 раз в неделю 90 минут. Мы видим, что конечно этого не достаточно для учеников, потому что если бы они прорабатывали материал в течение недели, то все было бы хорошо. Но эти ученики настолько заняты, что толькоперед уроком быстро делают домашнее задание. Когда мы набираем такие группы, мы понимаем в любом случае ученики получат знания. А так если не создавать такие группы, то такие ученики вообще не будут знать ничего, т.е «лучше что-то, чем ничего». Как вы думаете, стоит ли набирать такие группы?

admin Olga-ekb аватар

Ирина, за всю свою практику я ни разу не встречала ребёнка, чьи родители знают английский и при этом отдают его учиться на курсы. Не исключаю, что такое возможно - просто я с этим не сталкивалась, поэтому не представляю, как родители могут контролировать выполнение задания по английскому.

Что касается видов деятельности, я никогда не засекаю их по минутам - вместо этого меня занимает другое: охватить их все в течение одного занятия. Понятно, что идеальный урок подразумевает более-менее равномерное распределение между разными видами деятельности. Но на практике зачастую приходится отступать от идеала: каждый урок имеет смысловой центр и, по-моему, нет ничего страшного, если сегодня он сместился в сторону чтения, завтра - аудирования, а послезавтра - говорения. Главное, на мой взгляд, сохранять среднеарифметический баланс.

Если говорить о встречах один раз в неделю, у меня были занятия в таком режиме: как индивидуальные, так и групповые. Помню, в одном вузе я встречалась с группой лишь по субботам, но зато на целых три пары! Как правило, результаты при такой частоте бывают хуже и это связано ни с чем иным, как с самоорганизацией: человек просто не может организовать себя на ежедневные самостоятельные занятия. К счастью, так происходит не всегда: у меня были случаи, когда люди добивались отличных результатов даже при таком режиме занятий. Здесь всё зависит от человека.

Irina7777 аватар

Ольга, спасибо за ваше мнение. Очень приятно, когда мы можем поделиться своими вопросами и получить квалифицированную помощь. А что касается родителей, у меня встречаются дети, чьи родители владеют английским языком на достаточно хорошем уровне. Они вполне смогли бы помогать своим детям. Все проблема в том, что сильным ученикам помощь не нужна они и так хорошо справляются, а вот что делать со слабыми учениками? У меня есть три ученика, которые напрочь не хотят учить английский (хотя все равно я вижу небольшие сдвиги в обучении), несмотря как другие из их групп просто восторге от занятий. Вот и думаю либо надо привлекать родителей слабых учеников, пусть они хотя бы проверяют слова и диалоги, либо может просто отказать им в обучении? Ольга, как Вы думаете? «Учитель открывает дверь, но войти в нее ученики должны сами».

admin Olga-ekb аватар

Ирина, мне трудно советовать по этому вопросу. Думаю, для начала я бы попыталась решить проблему отсутствия мотивации: поговорила бы с ребёнком, для чего он учит язык, а также с родителями, как в семье подаётся цель изучения ребёнком языка. В разговоре непременно родится примлемое для обеих сторон решение. Удачи!