В каждом взрослом живёт РЕБЁНОК, который ХОЧЕТ ИГРАТЬ!

Ник на сайте: 
nataliigromaster

Малыши часто и иногда подолгу ходят за мамами с просьбой поиграть. Школьники ещё легко и охотно откликаются на предложение поиграть. Студенты соглашаются поиграть, но уже ожидают при этом подвоха. А у взрослых в ответ на приглашение поиграть в глазах загораются как минимум два больших вопросительных знака, а в наиболее запущенных случаях в их взглядах порой читается и самый настоящий страх.

natali-igromaster-01.jpgСегодня у меня в гостях удивительный человек. Есть люди думающие, люди творческие, люди действующие и люди управляющие. А часто ли вы встречали человека ИГРАЮЩЕГО? И это при всём том, что этот человек взрослый и состоявшийся, который умеет и думать, и творить, и действовать, и управлять коллективом. Прошу любить и жаловать – игромастер Наталья Чистоклетова, автор блога «Игры, в которые играют дети и Я».

Ольга: Наталья, что это за профессия такая - вожатый? В юности я ездила в пионерский лагерь в качестве вожатой в рамках педагогической практики. Но о существовании такой профессии с удивлением узнала только из твоего блога.

Наталья: Есть замечательная вожатская песня "Философы в 13 с половиной", в которой есть ответ на этот вопрос. Припев в этой песне таков:

nataliigromaster-02.jpg"И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то -
Такая, брат, у нас с тобой работа"

Я называю себя ВОЖАТОЙ. Это название максимально отражает то, ЧЕМ я занимаюсь и КАК я живу. Официально такой профессии нет; насколько мне известно, ни один вуз не выпускает специалиста «Вожатый». Такой вот парадокс – профессии как бы нет, а специалисты есть! )))

Для кого-то вожатство заканчивается с обязательной летней практикой, для кого-то вожатство становится работой, а для кого-то, как часто говорят сами вожатые, «диагнозом». Для меня же вожатство – стало ИДЕЕЙ МЕНЯ...

nataliigromaster-03.jpgВожатыми не рождаются, вожатскому делу, как и любому другому, нужно учиться. Нужно знать и педагогику, и возрастную психологию, и еще уметь делать тридцать три тыщщщи дел)) У вожатых нет такого понятия – «я это не умею», есть - «сейчас что-нибудь придумаем!»

Какие ассоциации у вас вызывает слово «вожатый»?

У меня - лагерь, дети, лето, игры, песни, походы, друзья… А если прочитать эти ассоциации в обратном порядке и постараться назвать всё ЭТО одним словом?

У меня получается - ДЕТСТВО.

Скажу так: ВОЖАТЫЙ – это взрослый, у которого есть безлимитный проездной в ДЕТСТВО)))

nataliigromaster-04.jpgВожатый – это взрослый, который ПОМОГАЕТ ВЗРОСЛЕТЬ ребятне.

Ведь вожатый не только рисует-играет с детьми, он и совет даст, и свою куртку, и посуду научит мыть (я долго работала в палаточном лагере – у нас это было актуально), и договариваться научит, и слезы вытрет, и подбодрит, и записку любви всей жизни из другого отряда передаст… Вожатый – он вроде бы и взрослый, но детей ЕЩЕ понимает… вернее он помнит, КАКОВО ЭТО БЫТЬ РЕБЕНКОМ.

И еще вожатый не перестает быть вожатым даже за пределами лагеря... И, даже когда вожатый становится директором лагеря, он всё равно по сути своей остается вожатым))) Мне довелось занимать разные должности, я была и педагогом-организатором, и методистом, и зам.директора лагеря... но это всё никак не отражает моей сути. Все должности временны))) суета-сует))) и ни о чем не говорят... А вот звание-название ВОЖАТЫЙ - говорит само за себя!

nataliigromaster-05.jpgОдним словом, ВОЖАТЫЙ - это звучит гордо, и для меня это не просто слова, как и для всех тех, кто называет себя ВОЖАТЫМи.

Это если кратко))))

Ольга: Наташа, шикарный ответ! Собственно, другого я от тебя и не ожидала. Happy

Скажи, а чем ты занимаешься, когда летний период заканчивается? Насколько я поняла из твоего блога, работаешь в детских развивающих центрах?

nataliigromaster-06.jpgНаталья: У меня всё не просто, и ответить, казалось бы, на простой вопрос двумя словами не могу, нужно рассказывать цеееелую историю. Скажу так: я работала с детьми в течении 13 лет круглый год без праздников, отпуска и выходных... В течение года работала в разные годы в школе, в спортивном клубе, в центре детского творчества, в общественной детской организации...а летом работала в детских лагерях. Работала с детьми от 5 до 25 лет и с педагогами))) Потом я вышла замуж и вот последние четыре года у меня летом был отпуск! Пока я догоняю простое женское счастье, детские лагеря отдыхают от меня))) В данный момент в течение учебного года я работаю с дошкольниками в детском клубе - осваиваю новый для себя возраст. Теперь я знаю, кого труднее всего учить - дошкольников и педагогов: первые еще "ничего не знают" и трудность состоит в том, что не на что опираться, а вторые уже "всё знают", и часто закрыты к новым знаниям.

Ольга: Наташа, я читала про твой смелый эксперимент – или, правильнее будет сказать, закономерный итог твоего предыдущего опыта. Я имею в виду встречу детей и взрослых с целью совместной игры.

Скажи, прижились ли такие встречи в детском клубе? Как тебе кажется, что является самым главным при проведении подобных встреч? На что ты опираешься, проживая отрезок времени от открытия встречи до её успешного завершения вместе со своей разнозаряженной аудиторией?

nataliigromaster-07.jpgНаталья: Проект "Семейная игра" - мой любимчик))) В блоге я показала только одну встречу, но их было потом еще 3. Очень надеюсь, что с сентября проект удастся запустить вновь. Формат совместной игры детей и родителей - это большая находка и для меня, и для родителей, а дети так и подавно счастливы - ведь с ними ИГРАЮТ! Первую встречу я делала с дошкольниками 5-7 лет, а потом была даже одна встреча с родителями и детьми 3-5 лет. Играть в настольные игры с малышами в таком формате непросто, важно подобрать и подходящие игры, и подготовить предварительно детей, и даже родителей. С малышами в подготовке всё понятно - я включаю в свои занятия настольные игры, которые потом беру на игротеку. Мы с детьми разбираем игры в спокойной и привычной обстановке, учимся играть. А вот с родителями труднее - они стесняются, сомневаются что у них получится, мамы пытаются "заслать" на игротеку пап... Трудно с родителями, а не с детьми... Но зато те, которые пришли один раз, пришли и второй, и третий... По отзывам родителей, знаю, что в их семьях появились настольные игры, с которыми они познакомились на наших игротеках. Благодарят за совместное веселье, которое пришло в их семьи с настольными играми. Конечно, меня это радует и хочется продолжать проект.

nataliigromaster-08.jpgГлавное при проведении таких игротек - это подготовка. Игротека не должна состояться "вдруг", должно быть ожидание события, а ожидание нужно подпитывать - играть с детьми до игротеки, информировать родителей. По итогам игротеки хорошо бы показать фото-отчет, чтобы и другие родители увидели, как прошла встреча. Еще важно помещение, в котором будет проходить игротека, должно быть достаточно просторно и удобно. Трудно создать идеальные условия, у нас, например, часть игр проходит за столами, а часть на коврике в разных уголках комнаты. Родителей нужно предупреждать об удобной форме одежды, чтобы они чувствовали себя комфортно. Игр должно быть столько, чтобы их хватило на каждую пару родитель-ребенок и еще чуть-чуть)))

nataliigromaster-09.jpgВо время самой игротеки сначала мы играем совместно в 2-3 игры под моим руководством, я настраиваю, задаю темп игры и показываю, что и как делать. Далее анонс игр, которые есть на игротеке, ну а потом уже дети и родители кооперируются в маленькие группы и играют самостоятельно, но я продолжаю направлять их, всю игротеку перехожу от группы к группе подсказываю и уточняю правила, если возникает такая необходимость.

nataliigromaster-10.jpgЕще важный момент на моих игротеках количество участников ограничено - не более 10 пар (родитель-ребенок), это реальное количество людей, к которым может подойти и помочь один ведущий во время самостоятельных игр.

В конце игротеки мы обязательно проводим обратную связь - каждый ребенок и родитель делится своими впечатлениями. Делать выводы - это важно!

Ольга: Абсолютно согласна с тобой про обратную связь. Это позволяет держать руку на пульсе настроений коллектива и даёт возможность участникам группы делить ответственность с ведущим.

Наташа, хотела спросить, как тебе удаётся привлечь к играм не только детей любого возраста, но и взрослых, но, похоже, ответ я уже получила: право выбора игры ты предоставляешь им. Это так? Всегда ли удаётся следовать этому принципу?

nataliigromaster-11.jpgНаталья: Привлекать взрослых, которые не привыкли, вернее, забыли, как играть, сложно, но возможно. Как? Издалека)) сначала я предлагаю самые простые и незатейливые настольные игры, игры, которые не требуют выполнения каких-то непривычных или сложных действий. Идеальна для такого первого знакомства, например, игра "Дженга" - она очень проста, но настроение во время игры меняется и вот, как только появится блеск в глазах, можно подсовывать следующую игру))) Обязательно нужно подчеркнуть, что "вот смотрите, мы только что играли, и это не трудно, и делать практически ничего не нужно, а как изменилось настроение, как рады вы, как рады ваши дети..." Т.е. в первое знакомство важно показать доступность и результативность. Так уж устроены взрослые - многие стремятся к покою, а когда они слышат слово игра, сразу мозг сигнализирует - "тревога, тревога - игра! нужно бежать, прыгать...ай-ай-ай...конец спокойствию")) Вот и нужно действовать очень аккуратно, чтобы не спугнуть взрослых))) Конечно, важно и настроение и опыт ведущего. Если ведущий сам не играет в жизни, а пытается учить играть других, ему не поверят, за ним не пойдут.

nataliigromaster-12.jpgЧто касается "права выбора", то на начальном этапе, когда взрослые проходят посвящение в мир игры, они еще не особо и выбор могут сделать в силу незнания материала. Поэтому, опять-таки, ведущему необходимо подготовить доступные игры, из которых уже и будут делать выбор участники игротеки. Как правило, выбор делают дети, а родители присоединяются к выбору.

В работе со взрослыми на игротеке я использую тот же принцип, что и с детьми – от простого к сложному. Ведь никто же не ожидает, что взрослый, который не водил автомобиль, вдруг сядет за руль и поведет. К этому взрослому приставляют инструктора, инструктор находится рядом до тех пор, пока ученик не освоит материал. Так и в игре, взрослым очень часто, как и детям, нужен инструктор. Я еще раз делаю акцент на том, что многие взрослые забывают КАК ИГРАТЬ, им нужно просто ПОМОЧЬ ВСПОМНИТЬ без обвинений и насмешек. ИГРА - дело серьезное!

Ольга: И снова соглашусь с тобой, Наташа. Мой опыт тоже показывает, что взрослые боятся играть – и ещё как боятся! Причём, страх этот, как мне кажется, основан на том, что они не могут ПРЕДвидеть практическую значимость игровой деятельности (а ведь взрослые верят, что им подвластно всё предугадать и распланировать заранее). Так они делают ошибочный вывод о бесполезности игры и попадают в ловушку, из которой потом очень трудно выбраться. На самом же деле, практическая ценность игры всегда выявляется в ПРОЦЕССЕ игры – и для того, чтобы её заметить, необходимо в игру ВОЙТИ.

Наташа, в твоём блоге меня очень зацепила фраза об «играющих учителях». Ты пишешь, что не всегда умела играть так, как делаешь это сейчас, и что многому тебя научила не только жизнь, но и талантливые педагоги. Скажи, как можно научить человека играть?

Наталья: Научиться ИГРЕ можно только в ИГРЕ! Игру не достаточно знать и понимать умом, её нужно пропустить через тело и эмоции!

nataliigromaster-13.jpg

Ключевое событие, круто изменившее моё отношение к игре, состоялось в 2003 году на Фестивале "Дивограй", который состоялся в Харькове. После этого фестиваля я поняла, что ничегошеньки до этого не знала о том, КАК играть, и, как оказалось, вообще не придавала БОЛЬШОГО значения игре. На этом фестивале в течение практически недели 2 сотни (может, больше) людей разного возраста играли каждую минуту. Учителя и ученики, все как один, наслаждались невероятным драйвом игры. Именно тогда я поняла, что хочу работать по-другому, я увидела пример того КАК это "по-другому", я на несколько дней стала частью "этого другого", я зарядилась "этим другим"... Я счастлива, что в своё время, мне удалось познакомиться в живую с такими МАСТЕРАМИ ИГРЫ как Николай Николаевич Шуть, Татьяна Юрьевна Ильенко, Елена Аркадьевна Немежанская... Учителей, конечно, на моём пути встречалось потом еще много, я всё еще продолжаю учиться, но выделяю именно этих людей, потому что именно они в ту важную для меня встречу поселили в моей душе УВАЖЕНИЕ и ЛЮБОВЬ к ИГРЕ.

Научить играть можно ВСЕХ! Безнадежных нет)) В каждом взрослом живет РЕБЁНОК, который хочет играть. Просто нужно создать СРЕДУ, в которой взрослый сможет услышать своего внутреннего ребёнка.

Ольга: Просто здорово! От твоего рассказа так и веет атмосферой того удивительного события.

Наташа, я заметила, что многие идеи для игр ты черпаешь в англоязычных блогах. Какую роль играет английский язык в твоей жизни?

Наталья: Английский – я уважаю! С некоторых пор у меня на любой вопрос вспоминается цеееелая история из прошлого)) Поэтому и на этот вопрос отвечаю историей. В школе и университете я учила французский, и как говорится, учила-учила-да не выучила...

А всё потому, что, если я не понимаю, ЗАЧЕМ мне ЭТО, то дело очень медленно продвигается. Как-то не заинтересовалась я иностранным языком, а без мотивации я не могу)))

nataliigromaster-14.jpgЯ уже начала думать, что иностранные языки - это просто не моё. Но мнение я изменила, как только стала вести свой блог. Да-да именно блог подтолкнул меня к мысли, что надо бы английским языком интересоваться и, вообще, хорошо бы его поучить))) Как я до этого дошла? Мой блог находится на платформе blogspot, а это иностранная платформа и, изучая тему блогостроения и мир блогов, поисковики неизменно приводили меня на иностранные ресурсы. Сначала я игнорировала эти ресурсы, просто уходила - объясняя себе, что я же не смогу понять, что здесь написано. Но в какой-то момент я поняла, что интернет - это море, в котором уйма рыбы-информации, и эта рыба раз-на-я, а я стою на берегу без удочки, и мне достаётся только та, которая прыгает сама в руки. Меня такое положение дел не устроило)) Жажда новых знаний и подтолкнула меня зайти в это море. Я стала задерживаться на иностранных ресурсах, рассматривала картинки, и мне стала доставаться уже другая рыба))) У меня всё еще нет удочки - изучаю язык я, так сказать, по ходу жизни, по необходимости, но "страх" перед иностранными языками ушел. Я пользуюсь всевозможными переводчиками, мой словарный запас расширяется, чему я очень рада, и самое главное - я перестала думать, что "иностранные языки - это не моё". Вот, что значит правильная мотивация)))

А русскоязычные сайты я тоже посещаю, но конечно, нового больше узнаю на иностранных.

С переводчиком и фантазией не важно, на каком языке информация. Важно желание познавать, желание меняться самому и желание менять мир вокруг себя!

Ольга: Наташа, как тебе удаётся перерабатывать столько информации? Наверняка у тебя разработана собственная система хранения игр – поделишься?

Наталья: Вопрос работы с информацией - это вопрос самоорганизации. Что сказать - я дружу со своей головой)))

Когда человек занимается любимым делом, то вопрос, как найти силы и время на это дело, у него не возникает. Если спросить у человека: "Как ты дышишь?" - что он ответит?

Мне посчастливилось, потому что то, чем я "дышу", совмещает в себе и мою работу, и моё дело для души. Поэтому вся информация, которая попадает ко мне, моментально раскладывается по полочкам в голове, чего не могу сказать о "полочках" в моем компьютере, ведь именно в нём, как и, наверное, большинство людей, я храню свою информацию. Над системой хранения информации, созданной лично мной, я еще работаю.

А вот с информацией, которая приходит из разных источников через интернет, я уже наладила удобную для меня схему. Поток информации колоссальный, голова, конечно, не в состоянии это всё удержать. Поэтому всё интересное для меня я просто записываю в виде ссылок с картинками. Я завела для каждого рода информации, так называемую свою комнату, куда и заношу СРАЗУ информацию, которая меня заинтересовала, я даже и не надеюсь, что "я потом вспомню!". То, что можно записать – я записываю, чтобы мозг был свободен для других более важных процессов))

nataliigromaster-16.jpgВ случае необходимости я просто знаю, куда мне идти. Например, у меня есть несколько групп Вконтакте, я их создала именно для того, чтобы упорядочить поток информации, с которым я сталкиваюсь в интернете, некоторые из этих групп открыты и любой проходящий может заглянуть и почерпнуть из моего колодца, если, конечно, моя логика сортировки информации окажется ему близка))) вот парочка ссылок: Игры для детей и взрослых_NL, РАЗВИВАЕМ ДОШКОЛЯТ_МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА_NL.

Для хранения интересной информации с зарубежных сайтов у меня другая комната со множеством шкафчиков - Pinterest.

Такое хранение облегчает мою работу с информацией. Когда мне надо - я не "перерываю весь интернет", а просто захожу на одну из своих страничек в нужную мне тему. А делюсь с другими, дабы не нарушать закон благодарности: в благодарность за то, что кто-то поделился информацией со мной – я делюсь ею с другими и стараюсь добавлять что-то своё, если все так будут поступать – колодец с информацией всегда будет полон!

Ольга: Наташа, мне симпатично твоё метафоричное восприятие социальных сетей в виде комнат со шкафчиками и твоё желание делиться. Я уже позаимствовала немало идей из твоей богатой коллекции и очень признательна тебе за щедрость.

Благодарю тебя за интересную беседу и за возможность заглянуть в твою мастерскую игры! Всего тебе самого доброго. Happy

Наталья: Ольга, и я благодарю тебя, за то, что ты пригласила меня «в гости», я рада поделиться тем, что знаю.

Напоследок поделюсь стихотвореньем об игре, которое мне очень нравится. Это стихотворение большого МАСТЕРА ИГРЫ – Николая Николаевича Шутя:

nataliigromaster-17.jpgТы, взрослый, вновь отважился играть.
Решился, но как будто бы стыдишься,
Глаза торопятся укрыться и руки вроде некуда девать.
Нет, ты не в детство окунулся, ты вновь достиг его высот,
В твоей душе опять проснулся стокрылый солнечный полет,
Ты одержим, ты радостен и светел,
Ты снова миру наипреданнейший брат,
Ты вновь свободен как весенний ветер,
Ты вновь не ведаешь преград.
Легко душе, ликует сердце,
К тебе идут погреться у костра,
А ты сказал, что это только детство,
А ты сказал, что это лишь игра.
Не предавай игру, её влюблённый взгляд,
Её доверчивость смиренна на твоей ладони.
И эта преданность, клянусь, большого стоит,
Её росинки в каждой твоей клеточке звенят.

Играйте с радостью!

nataliigromaster аватар

Оля, благодарю тебя за приглашение!

admin Olga-ekb аватар

Наташа, спасибо, что приняла его. Rose

Ирина Птушка аватар

Наталья, очень рада познакомиться с Вами поближе. Вы - удивительный человек! Спасибо, Ольга, за такое замечательное интервью!

admin Olga-ekb аватар

Ирина, я сама получила массу удовольствия, беседую с Натальей. Всегда рада таким гостям. Happy

Elenada аватар

Чудесное интервью. С удовольствием его прочитала. Кстати, Оля, с твоей легкой подачи я тоже стала ПЧ блога Натальи и многие идеи беру для игр с дочкой.

admin Olga-ekb аватар

Лена, и я очень этому рада. Happy Блог Натальи безусловно достоин внимания. Я тоже подзаряжаюсь на нём.

Людмила аватар

Девочки, спасибо огромное за чудесное интервью. Наталья - Вы - Чудо! После Ваших статей сразу хочется играть и играть. Успехов Вам и побольше любителей игр Happy

Оля, как же здорово ты умеешь раскрыть человека. Браво!

admin Olga-ekb аватар

Спасибо, Людмила! Жанр интервью - это моё, он мне близок и любим. Когда-то брала интервью для местных журналов, а теперь география моих гостей значительно расширилась. И, что самое главное, беседуя с интересными людьми в сети, я получаю удовольствие и чувствую себя на своём месте. Happy

Отправить комментарий / Post new comment

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. Если у вас есть аккаунт в Gravatar, привязанный к этому e-mail адресу, то он будет использован для отображения аватара.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • **************************************************************************
  • Вы можете прикреплять видео при помощи [video:URL] / You may insert videos with [video:URL]

Подробнее о форматировании

6 + 0 =
Решите этот простой пример и введите ответ. Например, для 1+3 введите 4.