Типы памяти и обучение языкам

Помню, ещё в школе учительница английского рассказывала нам, что все люди различаются по типам памяти. Тем, у кого доминирует механический тип памяти, для оптимального усвоения информации нужно всё записывать. Аудиалы лучше запоминают то, что они услышали, а визуалы - то, что они увидели.

Тем не менее, педагогам известно, что в изучении иностранного языка лучше не полагаться на какой-то один тип памяти - гораздо эффективнее объединять их все. Особенно если учесть, что группа обычно состоит из студентов с разными типами памяти:

Разные типы памяти подразумевают и разные типы мышления. Работая с группой, невозможно не заметить, что одни быстрее овладевают речевыми навыками, в то время как другим легче даётся письмо.

Не раз я с удивлением обнаруживала, что бегло и безошибочно говорящий на английском студент начинает паниковать перед диктантом, а его сочинение пестрит ошибками. Аудиал редко ведёт записи, а если и заведёт тетрадь по настоянию преподавателя, то всё равно его конспект вряд ли будет отличаться полнотой и связностью.

Нередки и обратные случаи: студент, чья богатая и витиеватая письменная речь не может не обратить на себя внимание, начинает заикаться и делать лишние паузы в устном ответе. Визуалы ведут записи на лекциях и делают это с чувством, толком и расстановкой - именно их конспекты (наряду с конспектами кинестетиков) пользуются самой большой популярностью у одногруппников. А когда визуалу приходится выступать с речью, хорошей опорой для него может послужить собственноручно составленный план или даже рисунок.

Интересную информацию по этому вопросу я нашла на сайте http://school.familyeducation.com:

Auditory Learners
Auditory learners tend to benefit most from traditional teaching techniques. Many teachers use a lecture-style forum, presenting information by talking to their students. Regulating voice tone, inflection, and body language will help all students maintain interest and attention. Auditory learners succeed when directions are read aloud, speeches are required, or information is presented and requested verbally.

Visual Learners
Some students rely upon a visual learning style: "Show me and I'll understand." Visual learners benefit from diagrams, charts, pictures, films, and written directions. These students will value to-do lists, assignment logs, and written notes. Many of these techniques, however, also benefit kinesthetic learners.

Kinesthetic Learners
Most of the school population excels through kinesthetic means: touching, feeling, experiencing the material at hand. "Children enter kindergarten as kinesthetic and tactual learners, moving and touching everything as they learn. By second or third grade, some students have become visual learners. During the late elementary years some students, primarily females, become auditory learners. Yet, many adults, especially males, maintain kinesthetic and tactual strengths throughout their lives."(Teaching Secondary Students Through Their Individual Learning Styles, Rita Stafford and Kenneth J. Dunn; Allyn and Bacon, 1993)

Лишь немногие сочетают оба умения в равной степени, но, безусловно, все к этому стремятся. Исходя из моего опыта, способность сочетать разные типы памяти при изучении иностранного языка является залогом более быстрого прогресса студентов по сравнению с теми, кто полагается только на визуальную, аудиальную или механическую память.

Юрий аватар

Не очень понятно как можно использовать разиличие между преобладающими типами памяти в изучении иностранного языка.

С одной стороны, прорабатываться нужно самыми разными способами. С другой стороны, самотестирование у меня показывало разные типы преобладания в разное время.

Интереснее что такое дар к языкам, как он устанавливается, есть ли генетическая основа или этот дар есть результат только хороших условий и сильной мотивации.

admin Olga-ekb аватар

Юрий, одно из различий: аудиалам я обязательно даю словарные диктанты, включающие большую часть изученной лексики - у визуалов бывает достаточно попросить написать 3-5 слов (а иногда и просто верю на слово, что они выучили слова). Кроме того, аудиалы всегда рады поговорить, а вот написать текст - для них проблема. Соответственно, им даю больше письменных заданий и т.д.

Дар к языкам? Такое понятие мне не знакомо. Могу говорить лишь об обстоятельствах, способствующих изучению иностранного языка (филологическое образование, знание одного или больше иностранных языков, высокая работоспособность и пр.).

А мотивация, как показывает мой опыт, не должна быть ни слишком сильной, ни слабой - обе крайности тормозят усвоение языка. Высокая мотивация способствует успеху, чрезмерная - вызывает излишнюю нервозность. Если интересно, эту тему мы обсуждали с Юлией в интервью для "Lingvaroom" (ссылка на странице "Об авторе").