Английский с мамой или с учителем?

В последнее время у нас в клубе много внимания уделяется теме обучения ребенка языку в домашних условиях и особенно трудностям, с этим связанным. В своих недавних гостевых постах девочки (Альфия и Людмила) поставили животрепещущий для них вопрос: стоит ли пытаться обучать своих дочерей самостоятельно или всё-таки обратиться за помощью к профессионалу.

Для меня ответ на этот вопрос давно очевиден, но лишь на днях упомянутые посты позволили мне понять, что не для всех это так. Поэтому сейчас я постараюсь пролить свет на данную тему с точки зрения своего опыта, а потом попрошу высказаться вас.

Взяв своего первого ученика-четырёхлетку в начале девяностых, я ещё тогда удивилась, почему мама мальчика оставила меня, студентку первого курса, с ним наедине, ретировавшись на кухню. С тех пор я давно перестала удивляться тому, как легко и охотно родители перекладывают всю ответственность на репетитора, ссылаясь на то, что они ничего не понимают в английском.

Привычно отвечая за уровень знаний чужих детей, я и мечтать перестала о том, насколько легче и интереснее ребёнку было бы учиться, если бы вместе с ним занималась его любимая мама, и насколько мощной мотивацией это бы могло стать.

Реальность такова, что в лучшем случае родители берут на себя роль кнута, отчитывая первоклассника за невыполненные домашние задания и наказывая школьника постарше за прогулы. К сожалению, родителей мало интересует прогресс ребенка - они нацелены на результат. Зачем им знать, какой именно темой мы занимаемся в данный момент - им нужны пятёрки.

Mother-teacher.jpegКонечно, бывают и исключения. Например, был у меня один мальчик, на занятиях которого всегда присутствовала бабушка. Причём, она не просто сидела на уроке - она подтягивала свой английский. В свободные от занятий дни Саша с бабушкой вместе повторяли грамматику, учили слова. И, вы знаете, я ничуть не удивилась, когда через пару лет девятилетний Саша не только поступил в престижную школу в Америке, куда они эмигрировали, но и успешно ответил на вопросы на собеседовании, устроив на работу свою неанглоговорящую маму. Разве результат мог бы быть таким при частоте занятий два раза в неделю, если бы не активность бабушки? Сомневаюсь.

Итак, я сделала для себя выводы: максимальный эффект от занятий достигается тогда, когда родители сотрудничают с педагогом, держат руку на пульсе прогресса своего ребенка и проявляют искреннюю заинтересованность.

Но вернёмся к теме нашего обсуждения. В отличие от упомянутых выше родителей, охотно перекладывающих ответственность на педагога, мамы и папы, с рождения занимающиеся развитием ребёнка, действуют иначе. Они не ждут и не ищут профессиональной помощи, а берутся за дело сами, изучая азы иностранного языка вместе с ребёнком. У такой позиции есть масса преимуществ: ребенок заинтересован, замотивирован, движется в своём темпе, а мама всегда в курсе его прогресса плюс имеет возможность подтянуть свой язык.

К сожалению, в изучении языка с мамой есть свои минусы, о которых и написали девочки. Их всего два, но они настолько весомы, что вряд ли можно сбрасывать их со счетов. Во-первых, это вполне обоснованная неуверенность мамы в связи с отсутствием необходимых знаний - а отсюда и сомнения: "Не наврежу ли я?", "Правильным ли курсом я иду?". Во-вторых, это значительные трудности при подготовке к занятиям, вытекающие из все той же нехватки знаний, языковых и методических. Кстати, именно о трудностях мы недавно говорили с Людмилой: читайте мой ответный гостевой пост "Обучение детей английскому: трудности первого шага" для блога "Развивашка".

Каким же мне видится решение? Ни в коем случае не являясь сторонником передачи ответственности за будущее своего ребёнка на учителя-предметника, я всё же предлагаю вам впустить в свою жизнь профессиональную помощь в виде консультанта.

Перечислю, в чём мне видятся отличия консультаций от занятий с репетитором:

  • Прежде всего, главными действующими лицами на консультации остаетесь вы и ваш ребенок. Консультант лишь направляет (координирует) ваши движения на трудных участках пути изучения языка.
  • В отличие от занятий с репетитором, вы не обязаны брать консультации с определенной частотой - вы можете обращаться за помощью по мере необходимости.
  • Консультант обеспечивает вас необходимым материалом для занятий, который выдается вам дозированно - в зависимости от ваших потребностей на данный момент. Но всё-таки главная функция консультанта заключается в том, чтобы научить вас извлекать пользу из имеющихся материалов (у вас дома или в свободном доступе в интернете) или разрбатывать собственные.
  • И, самое главное, репетитор обычно занимается либо со взрослым, либо с ребенком - на консультации же вы можете присутствовать вместе с ребенком как равноправные партнёры по обучению.

Ещё одно преимущество консультаций заключается в том, что их можно проводить как лично, так и по скайпу. В последнем случае материалы высылаются по электронной почте. Таким же способом можно получать ответы на свои вопросы, касающиеся как языковых, так и методических моментов.

Таким образом, на вопрос "Стоит ли изучать английский с мамой или с учителем?" я отвечаю "И с мамой, и с учителем" и утверждаю, что именно этот вариант является самым эффективным.

Если вы склонны согласиться с моими доводами, то наряду с оффлайн-консультантами я могу предложить и свою кандидатуру для проведения индивидуальных онлайн-консультаций. А если вы отвечаете на рассмотренные здесь вопросы иначе, приглашаю вас к дискуссии в комментариях.

Людмила аватар

Я обожаю своих дочек и хочу держать руку на пульсе их развития. Порой, даже чрезмерно и не все учителя это понимают. Но, это так здорово, учиться вместе со своим ребенком, быть в состоянии обсудить с ним все проблемы.
Ольга, я хочу заниматься английским с дочкой под твоим крылом.Пишу в личку.

shilko аватар

Оля, я согласна, что мама должна быть рядом для создания мотивированности у малыша. В юном возрасте не всегда понятно, к чему душа прикипит. У меня был с мамой только старт, она тоже со мной учила, спрашивала с меня. И это меня очень подстегнуло, я как бы взяла темп.
Очень интересный формат консультаций Happy Эх, если бы ты еще французский преподавала бы Laughing Очень хочется в 4-5 лет вводить потихоньку второй язык, а без практики у самой его совсем не осталось. Придется на песенках-стишочках выезжать и искать проф помошь.

Alyoshka аватар

Здравствуйте! а вы из какого города? если из Москвы, могу выступить в роли консультанта лично, если нет, то онлайн )))

shilko аватар

Здравствуйте! Я из Москвы, спасибо за информацию. Обязательно воспользуюсь Вашими услугами, как будет подходить время! Happy

admin Olga-ekb аватар

Оля, ты в начале с мамой занималась - как интересно! А есть ли надежда, что скоро увидит свет твоя обещанная история изучения языка? Мне так любопытно! Embarassed

А французскому я когда-то обучала. Правда, у меня не очень лежала душа к нему. Теперь я его подзабыла, но если у Даши будет интерес, придётся вспомнить. Кстати, в последнее время она просит меня петь ей песни на французском - к чему бы это? Don't Know

shilko аватар

Олечка, я правда такое обещала? Embarassed У меня истории, как таковой и нет, спецшкола-институт. Я попробую сесть написать, может быть что-нибудь и вспомню интересное. Вот же память у тебя Laughing

admin Olga-ekb аватар

А может, интервью? Winking Пишу тебе в личку.

shilko аватар

Happy Ну Оля, ну и репортер в тебе живет ведь Jokingly

Alyoshka аватар

Оль, мне кажется, это и есть самый разумный подход! Скажем, да, я хорошо владею 5 языками, но какие-то преподавательские фишки еще не умею сама придумывать, поэтому с большим интересом слежу за тем, как это делаешь ты )))

admin Olga-ekb аватар

Время покажет. На данный момент я пришла к выводу, что репетиторство - это не очень рациональное использование своего времени и средств клиента, т.к. многое в изучении языка человек может сделать самостоятельно, без присмотра репетитора. У формата консультирования, как мне кажется, хорошие перспективы.

Людмила аватар

Вот это да - хорошее владение 5 языками. А это Вам нужно по работе или хобби?

Alyoshka аватар

Людмила, начиналось как хобби в детстве, в итоге сейчас стало основным источником дохода! Пару месяцев назад здесь даже интервью со мной было опубликовано ))

Людмила аватар

Нашла. Иду читать.

mamakati аватар

Очень интересно!Мне кажется репетиторство полезно, когда надо быстро подтянуть язык на начальном этапе, усвоить азы, отточить грамматику. Человеку, хоть немного знающему язык, нужно работать самому и только проливать свет на неясности.А родителей, ориентирующихся на оценки, мне вообще понять трудно(как-то знакомая попросила позаниматься с дочкой 6 класс. Так бедная девочка просила делать с ней только дом задание т.к. учительница это лучше всего оценивает).

Олечка! Хочу знать Ваше мнение - какой второй язык лучше выбрать для изучения с первого класса: французский или немецкий? Сама эти языки не учила.Катя привыкла к англ с двух лет, знает, что мама все объяснит или уточнит и потом расскажет, а тут - шок. Почему мама не может помочь? Мультики может смотреть на любом языке, но потом начинаются вопросы. В школу нам через 2 года, стоит ли заранее "приучать" к языку?

admin Olga-ekb аватар

Абсолютно согласна, Татьяна: опора в виде репетитор необходима тем, кто только начинает учить язык с нуля, а остальным, как мне кажется, нужна всего лишь протянутая рука помощи.

Таня, я вряд ли смогу советовать про языки, т.к. сама учила только французский. Но знаю, что оба языка довольно трудны - во всяком случае, однозначно труднее английского. Французский хорош тем, что в нём всегда соблюдаются правила чтения: достаточно их выучить и все проблемы с чтением отпадают. Зато произношение у него не самое лёгкое, да и грамматика - ого-го (думаю, можно сравнить с русской). Может, другие девочки смогут посоветовать.

Если бы передо мной маячил такой выбор, я бы стала включать дочке песни и мультики на языке заранее и дала бы ей возможность самой выбрать, какой из языков ей больше по душе. Часто интуитивный выбор бывает самым правильным.

Alyoshka аватар

Я бы посоветовала немецкий - там проще произношение, и грамматика более четкая, исключений меньше гораздо! Плюс ближе к английскому, например, неправильные глаголы по той же схеме))

Maestro-4 аватар

Далеко не всегда, а практически никогда в общеобразовательной школе можно освоить хотя бы один иностранный язык без помощи курсов или репетиторов. Но второй язык нужен не для того, чтобы на нём заговорить, для него в школе отводится ещё меньше времени и внимания. Второй иностранный, это ступенька к первому. Так утверждают все полиглоты. И это действительно так. Я много лет занимаюсь репетиторством и вижу, как только дети начинают изучать второй язык с первым у них меньше проблем.

shilko аватар

С немецким та же история - произношение у него выучить достаточно раз (и оно легче французского), и можешь все прочитать. А с грамматикой - она тоже ближе к русскому, чем английский, такая же сложная. Но немецкий, как я вижу, более востребован. Идея дать выбрать самой ребенку очень понравилась, ведь и правда, ему может показаться что-то ближе. Нужно обязательно будет воспользоваться этим советом Rose

Maestro-4 аватар

На мой взгляд, спор о том, с кем лучше учить язык - с репетитором или с мамой однозначен, с хорошим, умным репетитором, обучающим не по школьным учебникам и не делающим с учеником домашних заданий, конечно лучше. Я сам репетитор, и я это вижу. Вопрос в другом, много ли в нашей необъяной заснеженной стране найдётся семей, способных оплачивать работу ХОРОШЕГО репетитора? Вот в чём главный вопрос. И тогда возникает острая необходимость найти реально действующую методику, позволяющую даже малоподготовленным родителям успешно обучать своих детей. К счастью, такая методика есть и существует она уже два десятка лет. Это метод аудиовизуального совмещения и интегрального чтения. Метод наиподробнейшим образом, буквально постранично расписан на http://www.ang-det.ru

admin Olga-ekb аватар

Леонид, если есть желание, можете рассказать читателям клуба о своей методике в гостевом посте.

Maestro-4 аватар

Хорошо, напишу.