Мне трудно представить современную маму, которая бы не занималась ранним развитием со своим малышом. И как один из немаловажных компонентов раннего всестороннего развития я бы назвала обучение ребенка иностранному языку.
И я не стала исключением среди таких мамочек: преисполненная благими намерениями я принялась за то, что оказалось мне впоследствии не по силам.
Если рассказывать о нашем с дочкой знакомстве с английским, то непременно надо начать с моих отношений с языком.
Как и многие другие, с иностранными языками впервые я познакомилась в школе.
Да, именно с языками. Сначала я учила немецкий язык до класса 7-8. Потом в нашей школе перестали преподавать немецкий язык и нас, несколько оставшихся немецких групп, соединили и стали преподавать нам (причем платно) в ускоренном темпе английский язык. Так за год мы прошли программу за три класса.
Понятно, что это было за обучение. Едва научившись читать по-английски, мы перешли к заучиванию текстов по теме "Моя семья", "Школа" и т.д. Я уже не помню, чему нас ещё учили, но я так и не научилась правильно читать сочетание английских звуков. Было сложно после чтения немецких слов произносить английские слова.
Потом в учёбе я сталкивалась и с немецким, и с английским языком. Но как таковое это было уже не обучение, а просто выполнение заданий.
И как в сказке говорится:
"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку",
так и получилось у меня в итоге - не знаю толком ни английского, ни немецкого языка.
Если оценивать уровень, то я всегда начинаю обучение с начального, потому что не доучиваюсь, бросаю и забываю. И хотя мне никак не даётся правильно прочтение английских слов, зато с переводом полегче. Иногда я чисто интуитивно подозреваю смысл слова в предложении.
C младшей дочкой меня потянуло на подвиги. Это было как раз те два года, которые мы провели без Ляйсан. Получается, у меня был тогда один ребенок. Я видела, как Луиза активно развивается, как тянется ко всему новому, неизведанному. Это придавало мне сил, зарождались новые надежды.
Английский, насколько я тогда понимала, в нашей жизни необходим. И он уже вполне достоин стать нашим вторым языком - так я тогда была настроена.
И первое, что я сделала - купила в Развивалках "Английские песенки для малышей" из серии "Английский с Фафалей". Уже в 8-месячном возрасте я ставила диск дочке для прослушивания и просматривания. Сначала дочка уделяла этому совсем немного внимания - в таком возрасте и не надо больше. С взрослением дочери сеансы продолжались всё дольше и дольше.
Чего я тогда придерживалась, ведь такой маленький ребенок не заговорит на английском, ему бы на русском начать болтать!
Это было скорее не обучение английскому, а погружение в новую языковую среду. Когда начало было положено и вполне успешно (ребенку нравились песенки), у нас появился ещё один диск из интернет-магазина Развивалки "Полный курс английского языка для малышей" (Луизе было тогда приблизительно 1 год 3-5 мес.)
Здесь я немного отвлекусь от основной темы. Я думаю, в процессе чтения про обучение, некоторые мамы возмутятся: такому маленькому ребенку рано ещё смотреть телевизор!
Во-первых, я вставляла диск в ноутбук. Его располагала на полу (когда ребенок ещё любил ползать). Четко следила за временем занятия. Даже, если ребенку было интересно, но время вышло, я выключала.
Во-вторых, всё происходило регулярно и последовательно. Т. е. не было такого, что один день мы смотрим долго, за два дня, а завтра смотреть не будем.
И потом, я приведу вам рекомендации нашего окулиста, который тоже убежден, что лучше это делать систематически (каждый день), чем это делать редко и долго:
За компьютером:
Первый год жизни – 10 мин
Второй – 20 мин
Третий – 30 мин
В интернете как-то набрела на информацию, что ещё очень важен сам экран. Более подробно об этом я уже не припомню.
Вернемся к занятиям.
Возникает также вопрос: «Когда проводить занятия с маленьким непоседой?»
Возможно, я открою вам маленький секрет: если ребенок чем-то увлечен и получает необходимую информацию в то время, когда он увлечен - непоседа перестает быть непоседой. Это уже любознательный и усидчивый малыш. И всё, что в это время ему дать, будет принято с большой отдачей. Т.е. нужно найти то время, когда ребенок будет восприимчив к новым знаниям. Мы нашли такое: во время полдника.
Здесь нужно немного рассказать о моем участии в занятиях. Основным правилом для меня послужило «произношу только то, что было услышано и отработанно».
В самом начале обучения у меня не было сомнений, что я справлюсь: для правильного произношения такого небольшого количества простых слов даже мой "плохой английский" не стал препятствием. Я училась вместе с дочкой - никогда не подозревала, что английский можно учить так весело (до этого я пыталась заниматься по электронным курсам для начинающих).
Кроме дисков, нам на помощь пришел интернет. Здесь я выискивала различные презентации, причем только озвученные, песни и аудиосказки с текстами. Читала, что советуют специалисты по обучению детей английскому. Было такое мнение: чтобы ребенок не путал русскую и английскую речь, нужно на уроках английского использовать определенную игрушку ( бибабо) и прятать после занятия. Мы не использовали этот прием, однако Луиза четко разделяла два языка. В то время презентация "Великобритания" являлась лидером среди любимых презентаций.
Основные достижения дочки пришлись на период полтора-два годика.
Мы тогда изучали цвета и части тела. Луиза запомнила несколько основных цветов и очень хорошо называла по-английски некоторые части тела (это с учетом того, что в таком возрасте она не могла все слова выговаривать). Я называла часть тела по-русски и просила сказать на английском, показывая на себе.
Как-то я услышала как Луиза ответила "I'm fine" компьютеру на вопрос "Нow are you?".
Знала и использовала прощание и приветствие. Выучила несколько слов с Фафалей (к сожалению, сейчас не могу назвать). Нравилась дочке игра hide-and-seek.
Но тогда Луиза могла похвастаться не только познаниями английского языка, в полтора годика дочка уже могла считать до десяти. Случилось это неожиданно, когда мы поднимались домой.
Луиза начала:
- Один.
Я повторила:
– Один…
- Два.
- Два…
И так почти безошибочно до 10.
К чему это я, ведь это не относится к английскому языку? А я думаю, что изучение иностранного языка благоприятно сказывалось на развитии памяти ребенка, и это просто один из примеров.
В то время, как дочка училась, играя, мне было необходимо пополнять свои скромные знания упорным трудом.
И вот, наконец, после нескольких попыток поиска, я набрела на сервис Livemocha. Это то, что надо!
Здесь можно выбрать уровень, выполнять и письменные и устные задания, получая баллы и поддержку других обучающихся. Я даже стала общаться (по скайпу) с одним парнем из Египта. Но он знал русский лучше, чем я английский, поэтому он пополнял свой словарный запас, а я – нет. И почему-то его вопросы сводились к девушкам России, и вскоре наше общение прекратилось.
Успехи на Livemocha у меня были неплохие: я почти закончила первый уровень, осталось одно небольшое задание.
И всё было бы хорошо – мы постепенно бы "росли" вместе с Луизой. Но всегда существуют различные "но". Есть люди, которые благополучно их обходят и верно идут к цели. К сожалению, я не смогла преодолеть препятствия.
Приезд Ляйсан решил многое. До этого, когда мы виделись, она всегда плакала и просила выключить видео с Фафалей. Ничего с этим нельзя было поделать. Со временем Ляйсан не изменила своё отношение к английскому. Мои попытки втянуть её в наши занятия были бесполезны.
Несколько месяцев после воссоединения семьи мы налаживали отношения, привыкали друг к другу.
Кроме этого, у нас кардинально изменился режим. У меня было такое ощущение, что жизнь моя существенно изменилась. Всё реже мне удавалось заняться самообучением – тогда я думала, что это временно. Мысль о том, что всё скоро наладится, меня обнадёживала. И напрасно. Прогресса больше не было.
И всё же детям я продолжала показывать презентации, ставить английские песни Железновой, показывать мультфильмы (например, Gogo), английский со Степашкой. Только вот сама уже не произносила английские слова – и снова языковой барьер.
На спорный вопрос: учить английский с малышом и произносить слова только правильно, при этом тратя на самообучение уйму времени или сильно не напрягаться и говорить так, как получится, а потом ребенок будет переучиваться на правильное произношение, я не смогу вам дать однозначный ответ.
Я с самого начала подняла себе слишком высокую планку – стараться говорить правильно «по-английски», что давалось мне с большим трудом. А времени, чтобы добиться четкого произношения, увы, уже не доставало.
Может, если бы я к этому вопросу не подошла настолько критично, сама не потеряла бы уверенности в себе и «не замкнулась».
Что толку, что я оттачивала своё мастерство на нескольких английских словах, а так, возможно, уже шагнула бы далеко вперед.
Но почему меня так раздражали услышанные фразы по-английски с неправильным произношением от одной молодой бабушки, которая учила их со своим внуком, раскачивая его на качелях?
Почему я не смогла учить детей по книгам Галины Шалаевой, где давалась транскрипция на русском языке (например, animals – [энимэлз])?
Почему я не согласна, что нужно произносить [зэ] или [зис], ведь так даже учат в школе?
Если оставить все мои внутренние протесты в сторону и вот сейчас, когда я уже решила почти оставить эту затею с английским до лучших времен (но Олино предложение написать гостевой пост снова взволновало мне душу ), представить себе возможный вариант обучения английскому, то я бы делала упор на индивидуальные занятия опытного преподавателя со мной. И не потом, «когда я немного освою английский», а на начальном уровне, с тем, чтобы с самого начала овладеть постановкой правильного произношения. И ещё мне преподаватель нужен для контроля и поддержания интереса.
И всего скорее, выбор мой пал бы на репетитора по интернету. На Livemocha есть такие. Сначала они высылают тесты, результаты которых позволяют выявить вашу степень знания английского языка. А затем – платное обучение. Как оно проходит, я лишь догадываюсь. Поэтому о плюсах и минусах судить не берусь.
Какой бы вид занятий я ни выбрала, загвоздка одна – найти время без детей, когда я могу спокойно погрузиться в атмосферу учёбы и получать от этого удовольствие.
Несколько месяцев назад я посетила бесплатный семинар Татьяны Лелеки. Татьяна выдавала задания отдельно мамам для самообучения и тестирования, отдельно для занятий с ребенком. Такой быстрый темп (а сколько тратится времени при этом на занятия!!) мне сложно освоить – это ещё одна проблема.
Кстати, я всегда думала, что мамам, владеющим английским, проще простого обучить языку своих детей. Но сколько я видела таких мамочек, посещающих бесплатные семинары – удивительно!
На этом я хотела бы закончить эту повесть с таким грустным концом. Иногда наши мечты и желания так долго не исполняются, что кажется, этого никогда не произойдет. А в душе всё же тлеется маленькая надежда! Допускаю, что я где-то была не сильно целеустремленна, где-то просто ленилась, где-то быстро сдалась... Наверно, я ставлю на первое место спокойствие и гармонию в семье и трачу на это основные свои силы, что на мои личные желания отводится совсем немного.
Альфия, автор блогов "Мамины дочки" и "Уроки творчества".
Альфия, спасибо тебе за интереснейший рассказ! Благодаря тебе я начинаю вникать в реальные проблемы мам, которые ещё не перешли на "ты" с английским.
От души желаю тебе встретить своего учителя, который сможет помочь тебе подружиться с языком - не важно, произойдёт это встреча в реале или на просторах интернета. При этом я не думаю, что тебе обязательно придётся искать время без девочек: по-моему, самый эффективным вариантом в вашем случае будет совместное обучение вместе с ними. На твой вопрос, вынесенный в заголовок поста, я бы ответила "Английский с мамой И для мамы".
Спасибо, Оля, за пожелания!
Может ты и права. И я просто не нашла рациональный способ как совместить наше обучение. Я зная, нужно огромное желание, тогда причин для шага назад не будет. Возможно оно сейчас у меня не так велико, как было вначале, ведь меня тогда даже отговаривали - я никого не слушала.
Оля, вот и у меня похожая ситуация. Как и у Альфии. Я боюсь за свое произношение. Поэтому, когда дочка интересуется новыми словами - мы вместе прослушиваем их в Гугл-переводчике. Может ты еще сервис какой подскажешь?
А комплексные занятия на английском не решаюсь проводить, из-за того, что мне требуется не мало времени на подготовку (выучить фразы, оттачить произношение). Учим просто отдельные фразы, слова. Дочка смотрит zippy, Английский с Хрюшей и Степашкой
Ирина, знаешь, у меня самой почти нет опыта пользования сервисами. Точнее, я заглядываю на них время от времени, чтобы быть в курсе (профессия обязывает), но вряд ли я могла бы посоветовать какой-нибудь из них с целью закладывания языковой базы. На языке, в первую очередь, надо говорить - а не смотреть на слова на экране компьютера. Сожалею, если разочаровала тебя.
А почему бы вам с дочкой вместе не походить на занятия в группе или индивидуально? Это бы помогло:
Девочки, более подробно я высказала своё мнение в этом посте: "Аглийский с мамой или с учителем?".