Подготовленность и спонтанность при проведении занятия

Мне хочется начать эту заметку с вопросов, адресованных учителям иностранных языков(родителям, занимающимся со своими детьми дома). Вы готовитесь к занятиям? Заранее проигрываете урок в голове и прописываете на листочке бумаги поэтапный чёткий план? Или идёте за желаниями/потребностями аудитории, уповая на свою спонтанность?

На самом деле, вопросы не так праздны и просты, как может показаться на первый взгляд, а ответы на них не столь однозначны. Приведу несколько зарисовок - реальных ситуаций из моей преподавательской практики. Начну с самого раннего воспоминания и постепенно буду двигаться к более свежим.

Я студентка языкового вуза. Идет последняя неделя моей практики в школе, на которой мой урок должны прийти и оценить. Преподаватель вуза в качестве необходимого условия прохождения практики поставила наличие письменного поминутного плана, которого требуется придерживаться в реальности. Для меня это условие практически невыполнимо: все предыдущие недели я работала без плана и не представляю, как показухи ради я буду сверяться не с глазами школьников, а с листочком и часами.

Теперь я сама выступаю в роли преподавателя, оценивающего занятие практикантки. Её подопечные, студенты вуза, откровенно скучают всю пару (двое рядом со мной играют в морской бой, юноша за соседней партой засыпает) - честно признаться, я и сама борюсь со сном. Дело в том, что у девушки нет плана не только на листочке, но и в голове - и это становится очевидно буквально с первой минуты занятия. Я снижаю ей оценку, так и обосновав: за полтора часа скуки.

bored-students.jpg

Другая практикантка, на чьей паре я присутствую, полная противоположность первой: отличница, с готовностью выполняющая даже не выставленные требования. До начала занятия она выдает мне поминутно расписанный план, а в течение пары то и дело засекает по часам, чтобы не было расхождений. При этом студентов своих она как бы не замечает, на вопросы обещает ответить потом (когда потом?), да и всё занятие проходит как-то механически, без души. Долго я потом буду мучиться вопросом: поставить ей "хорошо", следуя велению своего сердца - или всё-таки "отлично": ведь девочка, потеряв себя от старания, идет на красный диплом...

students-1.jpg

Но оставим практику и оценки и взглянем на реальную бытность преподавателя. Готовлюсь ли я к занятиям? Безусловно, да. Подыскиваю и тщательно прочитываю материалы, формулирую вопросы для дискуссии по тексту, нередко составляю упражнения по грамматике: ведь у каждой группы свои слабые места, которые нельзя оставлять без проработки. Но, положа руку на сердце, сколько раз в жизни я составляла план урока? Ни одного. Я приношу готовый материал - а дальше действую по обстоятельствам.

Мои первые попытки планирования имели место лишь в последние годы, когда я стала проводить тематические занятия с дочкой. И к чему я пришла? Всё к тому же: даже если человек еще практически не говорит, его глаза скажут несоизмеримо больше о ходе урока, чем любая заготовка. В результате те занятия, которые прошли согласно плану, оставили у меня чувство некоторой неудовлетворенности, недоговоренности, безжизненности. А те, в которых присутствовала спонтанность, прошли легко и непринуждённо и надолго оставили тёплые воспоминания у нас обеих.

А ещё я заметила, что чем дольше планируешь занятие, прокручивая его в голове, тем меньше энтузиазма и энергии остаётся на само занятие.

А теперь мне всё-таки хочется услышать о вашем опыте. Какую роль играет планирование в ваших занятиях? И какой процент вы отводите спонтанности? А бывших или настоящих студентов я хочу спросить о том, на каком уроке вы комфортнее себе чувствуете: подготовленном (ведь это чувствуется, не так ли?) или спонтанном?

Alyoshka аватар

У меня есть презентация с темой занятия, но естественно, я от нее отклоняюсь часто, в силу возраста учеников))) а с Артуром даже скучно каждый раз книжку читать одинаково, я вечно на какие-то новые или хорошо забытые старые детали его внимание норовлю обратить))) про остальные бытовые действия я вообще молчу)))

admin Olga-ekb аватар

Оля, у тебя и в занятиях всё компьютеризировано. Happy С электронными презентациями я имела дело только для докладов на конференциях. Хотя студенты часто ими пользуются даже во время текущих докладов, не говоря уже о защитах.

Alyoshka аватар

Да у меня с 18 лет все компьютеризировано, и в оба универа я ходила с ноутбуком, ручкой только на контрольных пользовалась))) во-первых, печатаю быстрее, чем пишу, во-вторых, оч удобно добавлять, вставлять, править и т.д.))) а с малышами вообще удобно, обычную книжку они разгрызут, порвут, обслюнявят, а презентацию на айпэде - ну только следить, чтоб они его сам об пол не грохнули, но пока вроде не было эксцессов)))

shann аватар

Мой опыт работы в школе был только на практике и там я всегда составляла план, т.к. видимо очень боялась тогда.
Также я составляла план, когда начинала проводить курсы, но делала я это только для себя, т.к. вначале чувствовала себя не очень уверенно. После 5-6 занятий планы я больше не составляла ))
Кроме этих случаев планированием на листочке не пользуюсь )) Я просматриваю материал при подготовке к занятию, держу под рукой все, что может пригодиться. Составляю письменные проверочные работы. Все остальное держу в голове и действую по обстоятельствам )) Сейчас чаще всего ищу только дополнительный материал, т.к. если занимаюсь по пособиям, которые я уже хорошо знаю, то провожу занятия без подготовки.

admin Olga-ekb аватар

Анна, а вы на курсах преподаёте или в вузе?

shann аватар

Ольга, я только на курсах и репетиторством занимаюсь. В вузе преподавала только норвежский, но тоже в качестве курсов вечерних для студентов иняза.

admin Olga-ekb аватар

А мне как раз на курсах не очень много довелось поработать. Наверное, в общей сложности не наберётся больше 1-2 лет. Но это, безусловно, интересный опыт: не такая жёсткая программа, как в вузе - и в то же время более чёткая структура, чем при индивидуальных занятиях.

Виктория-Счастливая мама аватар

Оля, тема для меня очень актуальна.Еще работая в школе ,"страдала" от того, что нужно делать строгий план урока. Меня иногда так захватывало творчество , что первоначальные наброски вообще и рядом не стояли.
Еще из практики делаю выводы, что ориентироваться нужно всегда на состояние ребенка или аудитории. Ведь и у нас частенько бывает, что запланируешь что-то , а душа никак не лежит к этому, и с большим удовольствием начинаешь делать какую-то другую работу, а там , глядишь , что день-два не заметила, как сделала то , что перед этим планировала.
И сейчас , занимаясь с Варюшей и детками, иногда отхожу от плана ( но все равно наброски делаю),или меняю местами, а то и просто пропускаю какие-то части. На этот случай всегда планирую материала больше, чтобы было из чего выбирать.

admin Olga-ekb аватар

Вика, спасибо, что поделилась своим опытом. В этом плане я абсолютно солидарна с тобой, особенно когда речь идёт о маленьких детках. Когда и ведущий занятия, и ребёнок в подходящем настроении, то само совместное времяпровождение может так захватить, что о плане и не вспоминаешь. А потом с удивлением замечаешь, что не только все намеченные пункты выполнены, но даже сделано больше.

shilko аватар

Оля, тема, действительно, для учителя актуальна! Нас на методике, на практике, заставляли тоже по минутам расписывать урок. Мне это даже нравилось, тк держало как-то в рамках. Ведь хотелось все успеть.
Но конечно, в индивидуальных занятиях был только набросок плана, по которому успевали половину, тк всегда было больше, чем успевали Embarassed
А вот на курсах одних у ребят подростков я никогда с планом не успевала, хотя именно эта группа меня больше всех волновала. Она была по пятницам, а в птяницу я весь пятый курс, к стыду своему, возвращалсь из Москвы в Орехово-Зуево в 5 утра после клуба ночного (уж больно захватила меня ночная жизнь по четвергам именно на 5м курсе). Потом или отсыпалась или отсиживала 4 пары и ехала обратно в Москву 1,5 часа на курсы. Подготовиться не успевала и была слишком самоуверенной в себе. Уроки, на мой взгляд, велись все равно интенсивно и мне с ребятами было очень интересно - хотя и состояние мое бессонное было странновато Happy Что в итоге привело к тому, что паренек, не взлюбивший в меня - подговорил парочку, и они накатали жалобу про то, что я не готовлюсь к урокам и хотят от меня отказаться Wall У меня был такой шок, мне нужно было еще ползанятия отвести с ними, когда меня ошарашили новостью, я с ними поделилась, что это наше последнее занятие, тк вы от меня отказываетесь (попыталась конструктивно даже получить фидбек - что ребят не так, расскажите мне на будущее). Так у половины (другой)в классе стояли слезы в глазах - так мило было это видеть. Они поборолись немного и через пару занятий меня к ним вернули. Но с тех пор я поняла, что легкомысленной быть с ребятами все-таки безотвественно (без опыта работы и выходить без плана). Вобщем отличный мне урок был! Happy

admin Olga-ekb аватар

Да уж, урок что надо! Shocked Оля, спасибо, что поделилась историей, которая ещё раз подтверждает, что обучение - это двусторонний процесс, в котором одна сторона не может не чувствовать другую.

Отправить комментарий / Post new comment

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. Если у вас есть аккаунт в Gravatar, привязанный к этому e-mail адресу, то он будет использован для отображения аватара.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Текстовые смайлики будут заменены графическими.
  • **************************************************************************
  • Вы можете прикреплять видео при помощи [video:URL] / You may insert videos with [video:URL]

Подробнее о форматировании

6 + 8 =
Решите этот простой пример и введите ответ. Например, для 1+3 введите 4.