Здравствуйте, мои хорошие! Не знаю, какие слова вам написать по поводу моего долгого отсутствия на сайте и по поводу исчезновения последних постов... Просто скажу, что рада снова быть с вами. Это как вернуться домой после длительного путешествия.
А поговорить сегодня с вами я хочу вот о чём. Работая со школьниками, я всё время сталкиваюсь с проблемой безграмотности: если младшие школьники ещё как-то пишут недавно выученные слова, то правописание старших хромает на обе ноги. Да, что тут говорить: мы же живём в век компьютеров, когда каждая ошибка автоматически исправляется или, как минимум, подчёркивается.
Тем не менее, как учитель и как мама я не хочу мириться с этой ситуацией. И я приняла дерзкое решение: вырастить из своих второклашек грамотных людей. О том, как мы работаем над правописанием английских слов, и пойдёт сегодня речь.
Ещё в начале первого класса мы, как полагается, завели словарики, расчертили их на колонки и начали заносить в них незнакомые слова, чтобы дома ребятам было удобно учить их на диктант. Но на практике оказалось, что сделать это без владения определёнными навыками совсем не просто.
Как выучить слова на диктант
Свою дочку я уже научила нескольким хитрым тактикам, которыми поделюсь и с вами.
- Делаем "гармошку"
"Гармошка" - это обычный лист бумаги, на который нужно в столбик выписать все слова, требующие заучивания. Столбик справа нужно заполнить переводами слов, после чего первую колонку отогнуть назад, спрятав таким образом слова на английском. Теперь нужно снова написать колонку слов на английском, глядя только на перевод, после чего проверить ошибки. Продолжать загибать колонки, формируя "гармошку" до тех пор, пока не останется ни одной ошибки.
- Пишем слова под диктовку
Это легко: мама диктует ребёнку слова на русском, а ребёнок пишет их на английском. Потом вместе проверяют.
- Составляем трудные слова из букв
Когда Даша уже выучила написание почти всех слов, бывает так, что остаются два-три самых коварных, которые никак не хотят запоминаться. С ними мы поступаем следующим образом: я вручаю дочке набор букв (у нас это конструктор) и прошу её выбрать буквы, нужные для первого слова - в это время можно смотреть на слово. Потом мы закрываем слово, и дочка старается выстроить буквы в правильном порядке - это далеко не всегда удаётся с первого раза, зато запоминается прочно. После этого я прошу её составить это же слово уже из неограниченного набора букв. Когда дело сделано, переходим к другим словам.
- Подписываем знакомые предметы при помощи табличек
Это довольно весёлое занятие, которое может вызвать массу положительных эмоций. Сами представьте, что бы чувствовали вы, если бы у вас дома всё было подписано: на стуле бы красовалась табличка "a chair", на диване - "a sofa" и так далее. При этом вам бы не разрешалось приближаться к мебели и, тем более, садиться на неё, если вы не умеете писать её название на английском. Даша повеселилась от души!
- Размещаем трудные слова на виду
Самые "упрямые" слова можно вывесить на стену над письменным или обеденным столом или, как мы, написать на доске. Так они постоянно привлекают внимание и легче запоминаются.
- Проводим "устные диктанты"
Периодически я прошу дочку назвать слова по буквам: "Can you spell the word 'teacher'?" Это упражнение особенно полезно для тех детей, которые плохо помнят названия английских букв - у Даши же железобетонные знания названий букв и звуков, так что ей это легко.
- Играем в школу
Когда сам уже хорошо знаешь написание слов, так приятно поисправлять ошибки за кем-то другим. В дочкину школу приходят учиться игрушки, некоторые из которых плохо выучили слова на диктант, так что ей приходится находит их ошибки - что она и делает с удовольствием.
Вот так мы учим английские слова на диктант. Интересно, а какие фишки изобрели вы? Поделитесь?
А вот ещё один способ запоминания слов, но не наш, а от моей бывшей коллеги. Она писала себе листочки со словами с переводом на обороте и повторяла их в транспорте. Говорила, что тоже очень удобно и эффективно.
Я своим ученикам рекомендую следующее: Для того, чтобы запомнить слово, необходимо составить с этим словом три предложения - утвердительное, отрицательное и вопросительное. Причём, желательно, в изучаемой грамматической конструкции. Далее, обязательно РУКОЙ записать эти предложения. Затем, взяв в рот карандаш или пластиковую ручку так, как пираты берут в рот нож, когда взбираются на захватываемое судно, и несколько раз с напряжением читать эти предложения. Таким образом мы включаем зрительную, слуховую (слышим себя) и механическую (наиболее долговременную) память. А если эти предложения ещё и с определённым более или менее глубоким смыслом, то включается и эмоциональная (самая долговременная) память. Восприимчивость при этом возрастает, примерно в 20 раз. Так учат роли артисты. Причём, я прошу составлять предложения не пустые, типа - вчера я был на Луне и видел приведение - а реальные, те, которые данный ученик реально говорит своим друзьям, родственникам и пр. Таким образом, за период обучения этот ученик составляет свой собственный разговорник на все темы и все грамматические конструкции, присущие именно ему.
Интересный метод!
Ой, Оля, какое у вас всё дома английское! Здорово!
У нас так повсюду шахматы стоят, лежат, висят, пишутся
Но английский Олеся тоже очень любит. Они занимаются с папой по программе ЛингваЛео и слушают аудиокниги в машине и читают сказки на английском языке.
Молодцы какие Олеся с папой: и в шахматы вместе играют, и английские книжки читают. Олесечка, наверное, уже говорит на английском? Ведь она такая настойчивая девочка.
Говорит Олеся мало - только в пределах программы 2 класса. А вот переводит Олеся, на удивление, прекрасно. У нас есть аудиосказки, дочка очень грамотно их переводит с английского, прямо художественным переводом.
Оля, а Даша, наверное, свободно уже говорит на английском? Она уже малышкой помогала тебе заниматься с детьми, а сейчас и вовсе, наверное, стала профессионалом?
Молодчинка Олеся!
Даша по-прежнему свободно говорит на английском, но в школе она несколько деградировала: стала забывать некоторые слова. Писать она, конечно, стала лучше - а вот говорить, увы, нет. Для неё программа слишком проста и местами скучна. В следующем учебном году хочу снова взять дочкино обучение английскому в свои руки.