буквы и звуки
|
|
|
|
Добрый день! Вот и отгремели майские праздники, а вместе с ними открытие дачного сезона. А я стала с сожалением замечать, что успеваю делиться с вами лишь незначительным процентом из того материала по обучению английскому языку, который проходит через меня ежедневно. Ну что ж, возможно, когда-то мне удастся выложить всё то, что я заботливо подготовила и нафотографировала для вас.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как давно я, оказывается, не писала про дочкины успехи в постижении науки чтения и письма на английском... А ведь у меня есть о чём вам рассказать: за эти месяцы Даша сделала большой шаг вперёд - она зачитала! Пока она может самостоятельно прочитать и написать только так называемые "CVC-words", т.е. слова из трёх букв, составленные по модели "согласная + гласная + согласная". Но мы обе выбираем рассматривать эту ситуацию как полный и безоговорочный успех.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня мне хочется рассказать вам об увлекательной игре, реквизит для которой легко изготовить в домашних условиях, а результат сложно переоценить: ведь с её помощью ваш ребёнок научится складывать буквы в слова.
Но сначала небольшое отступление. Думаю, знатоки английского языка со мной согласятся, что обучить малолетнего ребёнка читать на английском гораздо труднее, чем на русском. И дело здесь даже не столько в наличии огромного количества правил чтения с массой исключений к каждому, хотя и в этом тоже - а в том, что привычный нам слоговой метод для английского языка не работает. Что же делать?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За последнее время мы с дочкой несколько расслабились в постижении грамотности: Даша выучила алфавит и успокоилась на достигнутом, а я слишком глубоко погрузилась в свои дела. И результат не заставил себя ждать: и вот уже Даша не может мне ответить, какой звук дают некоторые буквы. Мне стало жаль вложенного времени и труда и, хотя не я была инициатором начала изучения дочкой букв в три года и не мне не терпелось идти по дорожке запоминания букв всё дальше и дальше, теперь уже я решила взять дело в свои руки и твёрдо сказала, что, если Даша всё-таки хочет научиться читать и писать, ей нужно делать что-то с буквами ежедневно. Немного посопротивлявшись, дочка согласилась.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теперь, когда все буквы английского алфавита, а также сам алфавит, освоены, я решила посвятить наш следующий урок звукам. Ну, думаю, вы понимаете, что название "урок" условно - это не более чем способ разделить переход от одной теме к другой. Итак, вот чем мы занимались в последнее время.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что делать человеку, который уже знает все буквы? Естественно, учиться читать! Именно этим мы с дочкой и занялись. И сегодня я расскажу вам про Дашины новые взаимоотношения с буквами. Надеюсь, вам будет так же интересно, как и нам.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давненько я не писала о наших занятиях буквами - больше трёх месяцев. Расскажу вам, что мы делали всё это время. Прежде всего, дочка выучила алфавит. Мне казалось, что знание алфавита вовсе не обязательно для пятилетнего ребёнка и что пока можно было бы ограничиться знакомством с буквами и звуками, но у Даши иное мнение на этот счёт.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этом посте я обобщу игровую часть нашего с дочкой без малого двухлетнего опыта изучения букв и звуков. Сразу оговорюсь, что я изначально не ставила себе целью научить ребёнка читать как можно раньше. Вместо этого я направила своё внимание на то, чтобы дочка узнавала буквы и успешно соотносила их со звуками. Так что Дашины показатели предсказуемы: на сегодняшний день она не читает, но она отлично знает все буквы, рассказывает алфавит, распознаёт звуки и соотносит их с буквами, "слышит" первую и иногда вторую букву практически в любом слове и умеет писать некоторые слова.
Ещё надо сказать о том, что у нас никогда не было систематических занятий по буквам, да и вообще я считаю, что дом - это не место для систематических занятий. Мы берёмся за буквы и звуки исключительно тогда, когда у дочки появляется желание. Я стараюсь её никак не стимулировать. Итак, представляю вашему вниманию наши игры, замешанные на обоюдном интересе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как вы наверняка заметили, на последний урок мы с дочкой оставили самые трудные буквы, дающие по два звука. Тем не менее, распечатав их и, по сложившейся традиции, разместив их в кармашках на стене, Даша легко смогла их запомнить. Так, она абсолютно точно знает, что "I" и "Y" - это родные сёстры, которые дают одинаковые звуки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познакомившись со всеми буквами, дочка стала писать ещё больше, чем раньше - хотя она всегда писала много. Теперь Даша замахнулась на целые предложения: она подходит ко мне с листом бумаги, формулирует свою мысль и просит меня зафиксировать это в качестве образца для переписывания.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ну вот мы и вышли на финишную прямую, добравшись до последней партии букв. Несмотря на то, что впереди нас ждут ещё оставшиеся звуки, дочка как-то сразу приободрилась, собралась и легко запомнила новых знакомых. Они пришли к ней парами: сначала гласные, а потом согласные.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постепенно, шаг за шагом, мы подходим к знакомству со всеми буквами алфавита и их звуками. Дочка с нетерпением ждёт того момента, когда она станет обладательницей своего первого иллюстрированного словаря и войдёт в период чтения. А пока я расскажу вам о нашем последнем занятии по текущей партии букв. Оно началось со слов, их содержащих, которые мы с дочкой распечатали, разрезали на карточки и прочитали, параллельно проговаривая встретившиеся нам правила чтения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возвращаясь на машине из трёхсоткилометровой поездки, мы уже не знали, чем заняться в дороге, и стали играть в слова. Я поставила на бумаге несколько точек, равных количеству букв в загаданном слове, а дочка стала отгадывать слово, называя буквы. Потом поменялись ролями. Было тем более весело от того, что в игре смогла поучаствовать даже бабушка. А Даша пришла к выводу, что ей необходимо расширять круг слов, которые она умеет писать.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В последнее время у дочки проснулся новый виток интереса к говорящему плакату, который уже около двух лет висит у нас на стене. Видимо, это связано с тем, что Даша знает уже почти все буквы и звуки. А, согласитесь, всегда приятно иметь дело с тем, что знакомо и понятно.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжаем наше знакомство с буквами. В последнее время в дочкином активном лексиконе появилось слово "spell". Даша то и дело просит меня продиктовать ей незнакомое слово по буквам, чтобы написать его. А если дочка написала какое-нибудь известное ей слово (Dad, man, down), то прочитать по буквам прошу её я.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запомнив все буквы и их звуки из предыдущего урока, дочка почувствовала гордость за себя и заявила о готовности брать новые высоты. Копируя меня, Даша сказала: "Мама, кстати, напиши-ка мне слово "new"." И я собрала его из магнитных букв, и представила дочке новую букву "W", и сказала, какой звук она даёт. Даша тут же сообразила, что именно с этого звука начинается слово "want" и попросила меня собрать и его, а вместе с ним и "don't want".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наше утро начинается с беглого взгляда на новые для дочки буквы, которые висят в кармашках на стене:
- Даша, покажи мне букву, которая дает звук [k]. А звук [h]... Всё точно! А теперь назови все четыре буквы по именам.
- K, J, O... J.
- Две J? Должно быть, это шутка. Пойдем-ка, соберем слово "joke" из магнитных букв на холодильнике.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После летнего отдыха мы с дочкой с обновлённым интересом взялись за буквы. Мы часто пишем диктанты - как на буквы, так и на слова - причём, всегда по Дашиной инициативе. Каждый вечер, пока я надеваю на дочку пижаму, я непременно спрашиваю её, как называются новые буквы (они висят у нас в кармашках над диваном) и какие звуки они дают.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможно, и вы захотите взять на вооружение одну симпатичную идею для запоминания письменного изображения слов, пришедшую в голову моей дочке: Даша стала писать знакомые ей слова на маленьких разноцветных листочках бумаги и иллюстрировать их картинками.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познакомившись с новыми буквами и обыграв их, мы с дочкой распечатали слова с ними. Для начала мы просто прочитали новые слова вперемежку со старыми. Потом я поочередно показывала Даше слова и просила ее найти, где находится обозначенный словом предмет.
|
|
|
|
|
|