Запомнив все буквы и их звуки из предыдущего урока, дочка почувствовала гордость за себя и заявила о готовности брать новые высоты. Копируя меня, Даша сказала: "Мама, кстати, напиши-ка мне слово "new"." И я собрала его из магнитных букв, и представила дочке новую букву "W", и сказала, какой звук она даёт. Даша тут же сообразила, что именно с этого звука начинается слово "want" и попросила меня собрать и его, а вместе с ним и "don't want".
На следующее утро, зайдя на кухню, дочка обнаружила на холодильнике письмо из магнитных букв, которое мы прочитали вместе:
Даша так обрадовалась весточке от своего любимого сказочного персонажа кролика Питера, что долго ещё после этого мы играли в ролевую игру, в которой мне досталась роль кролика. Даша рассказала ему (то есть мне), какие буквы она знает и показала их на карточках.
Через несколько дней у нас на обед была сёмга. Я сказала дочке, что эта рыба в русском языке имеет два названия ("сёмга" и "лосось"), а в английском - только одно ("salmon"). Я написала это слово вместе с транскрипцией в Дашиной тетради и обратила её внимание на то, что буква "l" в нём не читается. После этого мы вместе вспомнили, какие ещё мы знаем слова с непроизносимыми буквами (буква "k" в слове "knead", потому что "k" перед "n" не читается; буква "e" в слове "tape", потому что "e" на концах слов не читается).
Размявшись таким образом, дочка была готова воспринимать новые буквы. Они пришли к ней в виде сказочных персонажей:
- Привет, Даша! Ты уже знакома со мной - меня зовут "W", я даю звук [w] и с меня начинается слово "wolf".
- А меня зовут "Q" и я - королева (queen). Я никуда не хожу без своего зонтика, поэтому одну ты меня не встретишь. Ты хочешь знать, почему я везде ношу с собой зонтик? Ну, во-первых, на случай дождя. Во-вторых, я могу отбиваться им, если мне вдруг встретится волк. Да мало ли что ещё...
- Привет! Я "U". Я - зонтик королевы (umbrella) и везде хожу с ней. Но если королева без меня ни ногой, то меня ты можешь встретить и одну (use, bus). Как и остальные гласные, я даю два звука. А вместе с "Q" мы читаемся [kw].
- Я "Z" и у меня нет никаких чудес. Кроме, разве что, одного: в Англии и Америке меня называют по-разному. Я всегда даю звук [z] и с меня начинается слово "zebra".
- А у меня есть чудеса и ещё какие! Меня зовут "X" и хотя я согласная, я могу читаться двумя различными способами: [ks] и [gz]. Меня можно встретить в словах "fox" или "exam".
Буква
Звук
Положение
Пример
Q
/kw/
перед и вместе с "U"
queen
U
/jH/
в открытом слоге
use
/A/
в закрытом слоге
umbrella, bus
W
/w/
wolf
X
/gz/
между гласными, перед ударным гласным
exam
/ks/
во всех остальных случаях
fox
Z
/z/
zebra
Познакомившись с новыми буквами, мы взяли в руки словарь, открыли его на букве "Q" и дочка своими глазами убедилась, что после неё действительно всегда идёт "U". Я пообещала Даше, что когда она выучит все буквы, у неё появится собственный детский словарь с картинками.
Мы завершили знакомство, составив новые буквы из спичек: