Урок 7: Sounds (short vowels)

За последнее время мы с дочкой несколько расслабились в постижении грамотности: Даша выучила алфавит и успокоилась на достигнутом, а я слишком глубоко погрузилась в свои дела. И результат не заставил себя ждать: и вот уже Даша не может мне ответить, какой звук дают некоторые буквы. Мне стало жаль вложенного времени и труда и, хотя не я была инициатором начала изучения дочкой букв в три года и не мне не терпелось идти по дорожке запоминания букв всё дальше и дальше, теперь уже я решила взять дело в свои руки и твёрдо сказала, что, если Даша всё-таки хочет научиться читать и писать, ей нужно делать что-то с буквами ежедневно. Немного посопротивлявшись, дочка согласилась.

И вот мы уже играем в школу: сидим у доски и пишем разные слова в состав которых входят разные буквосочетания. Например, "at":

bat
rat
sat
flat
plate

Я собрала для дочки целую коллекцию рабочих листов, которые мы постепенно распечатываем, а выполненные задания собираем в папку. Первое задание (если захотите скачать, то вам сюда) было довольно простым, но требовало внимательности: надо было закрасить "in" одним цветом, "it" - другим, а "if" - третьим. Даша легко справилась с ним:

Short-sounds-3.JPG

Дальше было сложнее. Второе задание (скачать можно здесь) мы делали вместе и для его выполнения нам потребовались наши карточки с краткими звуками, а также изображения гласных букв. Даша называла изображённое на картинке слово, затем я произносила его по звукам, после чего дочка вычленяла гласный звук, соотносила его с буквой и заполняла пробел. Задание далось дочке с нескольких попыток, но после его выполнения она была очень горда собой:

Short-sounds-4.JPG

Ещё было решено составлять на стенке разные слова и менять их по мере запоминания. Начали мы с Дашиного любимого:

Short-sounds-1.JPG

Мы проанализировали его звуко-буквенный состав - другими словами, я обратила дочкино внимание на то, что буква "h" в нём не читается. А потом я попросила Дашу составить это слова из магнитных букв на холодильнике, не подглядывая. Результат порадовал:

Short-sounds-2.JPG

Short-sounds-5.JPG Была у нас и ролевая игра с участием букв - а как же без этого? Я с удовлетворением отметила, что теперь уже инициатива исходила от дочки. Даша разложила на диване наших фетровых друзей - отдельно согласные, отдельно гласные. Я приготовила карточки с краткими звуками. Я поочерёдно брала карточки и задавала вопросы, на которые Даша отвечала от лица букв:

Which of you knows this sound?
What words begin with it? (здесь Даша под разными предлогами бегала на кухню, чтобы подсмотреть изображения на магнитной азбуке, которая висит у нас на холодильнике)
Can you think of a word where this sound is in the middle? (отвечать на такие вопросы дочке помогала заполненная распечатка)
Whose sound is that?

Таким образом, наши гласные разбирали свои звуки. Последним остался звук [i], на который оказалось сразу две претендентки: буква "I" и буква "Y". Между ними разгорелся спор, т.к. каждая хотела взять звук себе. Наконец буква "Y" (за которую говорила Даша) вспомнила, что делить, собственно говоря, нечего: ведь они двойняшки и у них один звук на двоих. В доказательство этого мы составили слово "city" и несколько раз произнесли его по звукам, перемещая карточку с изображением звука в разные места:

Short-sounds-6.JPG
Short-sounds-7.JPG

Именно это слово мы и поместили в кармашки на стене. И теперь, когда я прошу Дашу перемешать карточки, а затем снова собрать слово, она безошибочно это делает.