В этом посте я обобщу игровую часть нашего с дочкой без малого двухлетнего опыта изучения букв и звуков. Сразу оговорюсь, что я изначально не ставила себе целью научить ребёнка читать как можно раньше. Вместо этого на первом этапе я направила своё внимание на то, чтобы дочка узнавала буквы и успешно соотносила их со звуками. Так что Дашины показатели предсказуемы: на сегодняшний день она не читает, но она отлично знает все буквы, рассказывает алфавит, распознаёт звуки и соотносит их с буквами, "слышит" первую и иногда вторую букву практически в любом слове и умеет писать некоторые слова.
Ещё надо сказать о том, что у нас никогда не было систематических занятий по буквам, да и вообще я считаю, что дом - это не место для систематических занятий. Мы берёмся за буквы и звуки исключительно тогда, когда у дочки появляется желание. Я стараюсь её никак не стимулировать. Итак, представляю вашему вниманию наши игры, замешанные на обоюдном интересе.
Игра в школу
Эта игра представляет собой бескрайний простор для фантазии. В рамках игры в школу можно давать ребёнку разные задания:
- попросить его переписать слова с карточек на доску:
- сопоставить буквы со звуками:
- составить слово из букв или звуков:
- заполнить прописи;
- написать диктант: например, большие и маленькие буквы или слова (незнакомые слова можно диктовать по буквам)
Игра в магазин
Абсолютно беспроигрышный вариант для изучения любых групп лексики, а также букв, звуков и письменного изображения слов. Играть можно следующим образом:
- Для начала можно организовать магазин букв. Покупатель хочет приобрести определённую букву, расспрашивая при этом продавца, какая это буква (гласная или согласная), какой звук она даёт, какие слова с неё начинаются.
- Разложить на столе предметы, названия которых начинаются с разных букв. При этом заглавные буквы могут представлять собой ценники, маленькие - чеки, а звуки - деньги. В задачи продавца входит подобрать правильный ценник и чек, а покупателя - купюру к каждому товару. Когда все товары будут куплены, можно поменяться ролями.
- Поочерёдно приводить в магазин сшитые из фетра буквы, чтобы каждая из них покупала свой звук.
- Разложить карточки со звуками. Покупатель просит определённый товар, задача продавца - услышать звук, с которого начинается слова, и дать его покупателю.
- Вместо звуков на более продвинутом этапе можно использовать карточки со словами, заменяющие соответствующие товары. При этом покупатель просит определённый товар, а задача продавца - найти соответствующий товар среди карточек. Если продавец испытывает трудности, можно ему немного помочь ему.
- И ещё более сложный вариант: можно играть в магазин, используя в качестве товаров всё те же карточки со словами. Покупатель поочерёдно просит разные группы товаров: инструменты, животные, еда и т.д.
Игра в кафе
Чем больше реквизита в этой игре, тем интереснее ребёнку. Поэтому хорошо, если вы оборудуете своё кафе игрушечной едой, плитой, посудой и кассовым аппаратом, а также распечатанными и разрезанными на карточки слова по теме "Еда". Посетитель читает все слова, составляет заказ из нескольких карточек и передаёт официанту, который повторно проговаривает заказ. В процессе приготовления еды повар снова читает слова с карточек - теперь уже самостоятельно
Игра в цирк
С помощью картонной коробки и букв из фетра можно организовать игру в цирк. Подробное описание вы найдёте здесь.
Рыбалка
Для этой игры понадобится палка, кусок верёвки и магнит для удочки, а также магнитные буквы и немного посуды. Буквы раскладываются на полу. Вы вместе с ребёнком идёте на рыбалку и, поочерёдно вылавливаете буквы и называете начинающиеся с них слова, которые обозначают название еды (ребёнку можно позволить пользоваться иллюстрированным словарём). "Приготовленная" таким образом буква отправляется в сковородку.
Можно ввести в эту игру соревновательный момент и договориться, что каждый игрок выкладывает свою "еду" в собственную тарелку - а буква, на которую не удалось назвать слово, отправляется в сковородку. По окончании игры подсчитывается количество букв в каждой тарелке и определяется победитель.
Автошкола
Эта игра позволит ребёнку закрепить навыки соотнесения заглавной буквы с маленькой и со звуком. Несколько игрушечных машинок отправляются в автошколу, где им поочерёдно предстоит пройти практику: собрать набор "большая буква - маленькая буква - звук/звуки". Те, кому это не удалось, отправляются к доске повторять теорию, которую им с удовольствием объяснит ваш ребёнок.
Можно усложнить игру, дополнив её словами, начинающимися с разных букв.
Игры-находилки
Замечу, что изучение букв вообще предполагает активный поиск букв вокруг вас, где бы вы ни были. Например, "P" можно увидеть на знаке парковки, а для жарки хлеба на костре на природе мы ищем палочку с буквой "V" на конце. Кроме того, я всегда обращаю дочкино внимание на слова во встреченных нами надписях - например, "stop" и "start", "on" и "off".
Но можно и целенаправленно организовать игры этой группы:
- например, попросите ребёнка расположить карточки со словами рядом с обозначаемыми им предметами:
- или найти среди карточек слова, начинающиеся на определённый звук;
- а можно постараться и найти весь алфавит во время прогулки по лесу:
Игры с мячом
Бросая друг другу мяч, можно тоже повторять буквы. Мы делаем так:
- я бросаю дочке мяч и называю букву, а она ловит и называет её звук; потом меняемся ролями;
- перекидываемся мячиком, называем слова на одну букву.
Творчество
Изучение букв очень удобно привязывать к творческим занятиям. Например:
- можно выкладывать буквы из ниток или природных материалов:
- составлять буквы из обрывков глянцевых журналов или мозаики:
- завести специальную тетрадь и на каждой странице рисовать (вырезать из журналов и приклеивать) изображения слов, начинающихся с новой буквы в алфавитном порядке:
Пексесо
Нам симпатична эта игра и мы играем в неё очень часто. Для этого мы раскладываем карточки с буквами лицом вниз и по очереди переворачивали их попарно. Кто открывает правильную пару (заглавную и маленькую букву), тот берёт её себе. Выигрывает тот, у кого по окончании игры больше пар.
Аналогичным образом можно играть и со звуками, находя пару буква-звук.
Лото
Для игры в лото понадобятся пары одинаковых листов со словами, при этом один из каждой пары нужно разрезать на отдельные карточки. Раздайте неразрезанные листы участникам, разложите карточки лицом вниз, а затем поочерёдно берите по одной карточке и ищите им пару, закрывая соответствующее слово. Выигрывает тот, кто первым закрыл все слова на своём листе.
Снежный ком
Эта устная игра не требует абсолютно никакого реквизита и подойдёт даже для дороги. Первый игрок называет букву, второй повторяет названную ранее, и называет новую. И так далее до тех пор, пока кто-то не запутается. Игра отлично тренирует память.
Игра-ходилка
Такую игру очень просто сделать из листа ватмана. Для нашей игры я наклеила буквы на нарисованный дочкой фон. Мы поочерёдно бросаем кубик и ходим, каждая своей фишкой. Останавливаясь на определённой букве нужно назвать начинающееся на неё слово или её звук/звуки. В случае неправильного ответа игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто придёт к финишу первым.
Если вам не хочется делать игру или вы пока изучили не все буквы, можно просто выложить карточки с нужными вам буквами на полу и ходить фишками по ним.
Игра в слова
Для неё понадобится лист бумаги и ручка. Игроки поочерёдно изображают на бумаге ряд точек, количество которых должно быть равно количеству букв в загаданном слове. Остальные игроки стараются угадать слово, поочерёдно предлагая разные варианты букв.
Кроссворд
Моей дочке очень нравится это занятие. Я изображаю на листе бумаги небольшую сетку кроссворда, следя за тем, чтобы количество букв в словах не совпадало. Под ней вперемежку пишу слова, которые Даше нужно вписать в клетки.
Вот в такие игры с буквами играем мы. Буду рада вашим дополнениям. А мой следующий обзор будет посвящён играм на складывание букв в слова.
Оль, а с каких игр вы начинали, когда Даша совсем не знала буквы? Описанные здесь скорее для "продвинутого пользователя", а мы только начинаем интересоваться буквами - Артуру буквально пару недель как понравилась песенка про испанские гласные, теперь он периодически помогает мне писать короткие письма или комменты, нажимая по просьбе А или О, вчера вот опознал букву А в надписи у меня на майке, остальные пока путает часто))
Оля, так прямо с этих и начинали. Только сначала брали в игру не все буквы, а те, с которыми Даша успела познакомиться.
Интересного вам пути знакомства с буквами и звуками!
Кроссворд очень славная идея. Беру себе. Думаю Кате обязательно должно понравится.
Будем рады! На фото плохо видно, но наши кроссворды тематические: слева герои любимых мультфильмов, а справа еда.
Спасибо! Возьмем несколько идей себе на заметку: понравились ваши буквы из природных материалов, а фетровые - просто прелесть! Мы только начинаем знакомиться с алфавитом, сыну сейчас 2г 10м. Вот что мы делаем http://mykidandi.wordpress.com/2013/07/22/abc-study-step-1/
Заглянула к вам в гости. Интересного вам изучения!
Замечательный обзор всевозможных игр для изучения букв. Классно! Мои старшие детки уже школьники, а младшего двухлетнего сына еще только начинаем знакомить с буквами, поэтому в моем блоге есть пока только одна идея для изучения букв. Обязательно возьму на заметку ваши идеи. Особенно понравилась игра-ходилка. Спасибо!
Буду рада, если наши идеи пригодятся вашему младшему сыну.
Как я училась читать не помню, была маленькая, а буквы любила выкладывать из складного метра, и рисовать по точкам. Когда я их писала на листочке, они для меня были живые, у каждой свой характер, как какие-то жучки или маленькие животные. И еще мне нравились забавные четверостишия про буквы, на английском я таких не знаю, а по-русски сколько угодно.
Таня, какие чУдные воспоминания! Думаю, все дети воспринимают буквы совсем по-другому - как друзей-игрушек.
Я вот совсем не помню, как знакомилась с буквами, к сожалению. А четверостишия на английском у меня есть. Спасибо за напоминание, чуть про них не забыла. Выложу по возможности.
Ольга, вот это подборочка! Как же интересно на твоих занятиях английским языком.
Распечатываю всю твою статью - буду внимательно изучать сама, а потом с Олесей.
Спасибо огромное!
Спасибо, Людмила! Играйте с удовольствием.
Подборка замечательная мы тоже английский учили подстраивая разные игры на английский мотив, это весело интересно и главное дети играют а не учатся
Изучение букв действительно оказалось легким и веселым занятием.