Секреты организации занятий с детьми в группе

Ник на сайте: 
dafunya

Сегодня у меня в гостях Дарья Попова – учитель-практик, специализирующийся на дошкольниках и младших школьниках. Кроме того, Даша – мама годовалой дочки и ведущая рубрики "Английский язык" на сайте "Клуб увлечённых мам". Я попросила Дарью ответить на интересующие меня (и, уверена, многих из вас) вопросы и поделиться методическими хитростями организации занятий с детьми в группе.

Ольга: Даша, рада приветствовать тебя в качестве гостьи клуба. Скажи, пожалуйста, в чём, на твой взгляд, заключается сущность индивидуального подхода при групповой работе? Как тебе удаётся найти ключик к каждому и при этом "держать" всю группу в целом - ведь все дети разные?

Дарья: Во-первых, каждый ребенок должен чувствовать себя успешным. Поэтому уровень сложности заданий надо варьировать. В одной и той же игре, с одним малышом я буду использовать вызубренную вдоль и поперек лексику, а с другим – только что представленную, одному помогу, почти полностью проговорив шепотом ответ, а с другим буду молчать до последнего, пока не догадается. Также, кроме индивидуальных соревнований, важно устраивать и командные, объединять слабых с сильными, тогда у всех будет возможность почувствовать себя победителями.

Во-вторых, нужно стараться учитывать интересы детей. Мальчишкам – машинки и роботы, девочкам – принцессы и феи. Кто-то собак любит, а кто-то - кошечек. Соответственно, в сценках, играх и песенках-переделках (текст которых мы меняем, подменяя одно слово вереницей других), я буду использовать то, что интересует какого-то конкретного ребенка, чтобы вызвать эмоциональный отклик у него. А потом спрошу у детей: “We sang about the robot. Whose favorite toy is it?” – “Michel’s!” (об этом уже все знают, поверьте) – “Michel, is a robot your favorite toy?” – “Yes, I like robots”. Кстати, детям очень нравится переименовывать английскими именами на занятии, и, по-моему, это даже добавляет уверенности и желания общаться на иностранном языке.

В-третьих, необязательные домашние задания. Я всегда прошу родителей дома выучить новые слова, которые мы взяли на занятии. Это задание я считаю обязательным. Однако часто, особенно со старшими и более самостоятельными детками (6-8 лет), я задаю на дом что-то творческое. Например:

  • нарисовать дом и членов семьи любимого животного в разных комнатах (например, семью мышей, живущую в кусочке сыра);
  • нарисовать любимого мультипликационного персонажа в зимней и летней одежде (сколько разных Спайдерменов в шубе и шортах я повидала);
  • придумать свой рецепт салата с волшебным ингредиентом (дети придумывают салаты с мыльными пузырями, фейерверком, ледяным огнем) и нарисовать его;
  • придумать и нарисовать инопланетянина и т.п.

Затем на занятии мы рассматриваем такие разные рисунки, и я помогаю детям рассказать о том, что они нарисовали. Главный секрет успеха таких заданий в том, что ребенок сам решает, выполнять его или нет. Дети, которым и так трудно, имеют возможность не испытывать дополнительного стресса, а способные ученики – проявляют себя.

В-четвертых, есть сложные дети. Есть дети агрессивные, замкнутые, тревожные. Здесь необходима работа с родителями – поговорить, постараться помочь. Бесполезно подбирать ключики к такому ребенку, пока вы не подберете ключ к его родителям.

Ольга: Даша, очень интересно! Какие методические хитрости ты применяешь при групповой работе с детьми: как заинтересовываешь? как удерживаешь внимание?

Дарья: Есть три больших "С" дошкольной педагогики – сказка, смех, сюрприз. Так и заинтересовываю: веселю, небылицы придумываю и фокусы показываю. Самое главное, чтобы было интересно, чтобы все занятие проходило на эмоциональном подъеме. Любую рутину можно обыграть. Например, можно просто повторить цвета, показывая на разные предметы и спрашивая “What color is it?”, но это… скучно. А можно сделать то же самое, но:

  • добавить соревнования: давать каждому за правильный ответ бабочку, замешкался или ошибся – бабочка улетела к другому. В конце "опроса", считаем, у кого сколько бабочек, находим победителя, поздравляем его, встаем и читаем стишок про бабочек, сопровождая его движениями;
  • добавить магии: взять баночки с водой, на внутреннюю сторону крышки заранее нанести гуашь. Когда воду встряхиваешь – вода окрашивается в цвет краски. Дети угадывают цвет. Угадали – наговаривают заклинание: B-L-U-E. Тот, кто угадал, берет баночку, трясет, и вода окрашивается синим;
  • добавить юмора: очень быстро, нарочно провоцируя ошибки, показывать на предметы одного цвета: "red, red, red, red". А затем резко показать на желтый предмет и услышать снова "red". Все смеются и сами себя исправляют: "It isn’t red, it’s yellow."
  • добавить сказочного сюжета: каждый правильный ответ – это ключ от замка. Нужно открыть все цветные замочки, чтобы отпереть дверь и т.п.

Ольга: Даша, есть ли у тебя в арсенале какие-то повторяющиеся игры или идеи, которые ты часто и успешно используешь?

Дарья: Я такие игры для себя окрестила ритуалами. Они повторяются из занятия в занятия, пока не потеряют обучающей значимости.

Ритуалы начала занятия:

  • диалоги с персонажами сказки – дети отвечают на вопросы: What’s your name? How are you? How old are you? etc.
  • песенка-приветствие. Как правило, такая:

  • Или такая:

    Red, yellow, green and blue
    Hello, Julie, how are you?
    Red, yellow, green and blue
    I’m fine, thank you.

  • изображения жестами путешествия на разных видах транспорта, стихи и песенки на транспортную тему, сопровождаемые движениями.
  • песенка-алфавит. Опять же скучно просто петь, поэтому лучше представить, как мы едем на паровозике мимо домиков с буквами.

Ритуалы повторения-закрепления пройденного:

  • Игра "The Broken TV". Через отверстие в коробке показывается часть картинки. Дети называют, что на ней нарисовано:
  • - What can you see?
    - I can see a bee.

  • Игра "The Guessing". Прячется картинка или игрушка. Дети, угадывают, что это за игрушка, перечисляя все известные им по теме слова на английском:
  • - What’s this? Tell me, please.
    - Is it a car?
    - No, it isn’t.
    - Is it a train?
    - Yes, it is.

  • Игра "The Dice". Из кубической картонной коробки делаю кубик с разными картинками из одной темы на гранях. Например, 6 видов погоды или 6 эмоций. Дети подбрасывают кубик и отвечают на вопрос в зависимости от того, что выпало на верхней грани:
  • - What can you do?
    - I can... run!

  • Игра "What’s missing?". Предъявляется 4-9 картинок или игрушек. Дети закрывают глаза. Один предмет убирается. Детям нужно вспомнить, что исчезло:
  • - What’s missing?
    - The cat!

  • Игра "What’s changed?" Аналогично предыдущей игре, только нужно сказать, что поменяли местами:
  • - What’s changed?
    - The dog and the frog!

  • Игра "Let’s Go Shopping" - то фрукты пойдем покупать, то одежду. Диалог продавца и покупателя усложняется по мере взросления детей. Начинаю с самого простого:
  • - Hello!
    - Hello!
    - Please, give me an apple.
    -Here you are.
    -Thank you.
    -You’re welcome.
    -Good bye!
    -Good bye!

  • Игра "The Matching". В группе сложно играть в знаменитую "The Memory Game", а вот подбирать парочки – легко. Вывешиваю картинки на доску, другие – на подносе. Ребенок тянет картинку и должен найти пару. При этом, конечно, что-то говорится, в зависимости от материала.
    • Например, можно придумывать стишок со словами-рифмами: I’ve got a mouse. I’ve got a house.
    • Можно рассказывать, кто что любит: A monkey likes bananas.
    • Можно называть, с какой буквы что начинается: A is for Apple.

Ритуалы-физкультминутки:

Любую песню или стишок можно сопроводить движениями. Петь – значит, двигаться. А вот специальные "двигательные" английские песенки:


Все часто повторяющиеся песенки я обыгрываю: либо привязываю их к игре до или после, либо подбираю сказочный сюжет во время пения – чтобы и физкультминутка логично вплеталась в занятие.

Ритуалы завершения занятия:

  • Игра "Эхо" - дети превращаются в горы и эхом повторяют новые слова, введенные на занятии;
  • Прощание со сказочными персонажами;
  • Персонаж выделяет кого-то, кто больше всех старался;
  • Песенка "До свидания":
  • Возвращение домой на транспорте;
  • Получение сюрпризов за хорошее поведение на занятии.

Ольга: Какому виду деятельности ты уделяешь большее внимание на уроках с детьми? Что обычно идёт у детей на ура?

Дарья: Игра. Все остальное – тоже обыграть. Happy И, конечно, речи: во что бы ни играли – говорим, слушаем, спрашиваем, отвечаем, описываем и рассказываем.

what's-missing.JPG

Ольга: Каково, на твой взгляд, оптимальное количество человек в группе и продолжительность занятия? И как, по твоему мнению, эффективнее бороться с усталостью детей на уроке?

Дарья: Для 3-5 лет это не менее 3-х и не более 7 человек, для 6-8 лет – не менее 5-ти и не более 15.

Я не сторонница индивидуальных занятий с дошкольниками. Играть наедине со взрослым, который во всем превосходит тебя, скучно. Соревнование с несколькими детьми всегда интереснее.

Что касается продолжительности, очень многое зависит от организации учебного пространства. Длительные занятия с дошкольниками можно проводить только в большой комнате со стульчиками-столами и игровой зоной (ковром), где и побегать можно, и посидеть, и порисовать, а в идеале – и мультик посмотреть.

На мой взгляд, для дошкольников, оптимальным является спаренное занятие: 30 минут, 5 минут переменка (побегать, попить, в туалет сходить), 30 минут. С детьми 7-8 лет я занималась парой по 45 минут с переменкой. По нормам, это неправильно. Но, если с детьми играть, двигаться, петь – я не думаю, что наносится какой-то вред здоровью. Главное понимать, что дети отдыхают и восстанавливают силы, при смене вида деятельности. В часовые занятия можно включить элементы изобразительной деятельности, просмотр мультика, чтение книги вслух.

С малышами очень помогают подвижные игры:

  • "The Cat and the Mice" - те же "Кошки-мышки", что и по-русски, только со считалкой:
  • I’m a mouse, you’re a cat
    One, two, three
    You catch me

  • "The Goose". Дети сидят в кругу. Водящий ходит позади и прикасается к их спинам: "duck, duck, duck". Когда он скажет "goose", ребенок которого он выбрал, должен его догнать.


Ольга: Даша, а как ты решаешь дисциплинарные вопросы?

Дарья: Дисциплина – это вопрос мотивации, культуры и логики занятия.

  1. Мотивация. Дети тоже люди, и если вы хотите, чтобы они трудились, за их работу тоже надо платить. В качестве награды я использую:
    • сюрпризы от Silence Fairy (сердечки, листочки, снежинки, цветочки, звездочки и т.п., распечатанные на цветной ароматизированной бумаге);
    • на 3 году обучения бумажки уже не имеют своей волшебной привлекательности, появляется магазин сладостей, заботливо спонсируемый родителями. Набрал 10 звездочек – покупай на них сладость в нашем магазине. Сюрпризы получает только тот, кто хорошо себя вел. Если дети много шумели – это пугает Фею Тишины, и она улетает, забирая сюрпризы с собой. Дополнительную звездочку можно получить за то, что выполнил необязательное задание дома или был самым активным на занятии, или старался, как никогда раньше;
    • штампики-печати за прилежно выполненные домашние задания в книгах и т.п.
  2. Культура поведения – это вопрос к родителям. Опять же есть такие нарушители спокойствия, которых бесполезно мотивировать, пока вы не наладите контакт с родителями. Иногда даже приходится приглашать взрослых на занятия.
  3. Логика занятия. Занятие очень важно выстраивать логически, чтобы задания вытекали одно из другого, были связаны между собой. Если игры идут винегретом, без связок, детям сложно переключится – и они начинают отвлекаться, буянить, протестовать. Логику занятия обеспечивает:
    • путешествие, в котором с нами что-то происходит: нужны песенки-игры про транспорт;
    • сказочный сюжет, превращения или приключения, когда мы кому-то помогаем-спасаем: нужны маски, куклы, игрушки, персонажи, желательно, каждый раз одни и те же;
    • командное соревнование, когда дети, преодолевают препятствия, чтобы победить друг друга;
    • и те самые игры-ритуалы.

Ольга: Часто ли прибегаешь на уроках к переводу? И в каких случаях это происходит?

Дарья: К переводу я прибегаю:

  1. в вопросах дисциплины и ЧС;
  2. в период адаптации;
  3. когда вижу, что меня не понимают.

В начале года по-русски я говорю достаточно часто. В период адаптации детям нужно привыкнуть к новой структуре занятия, новым правилам, новым сюрпризам и т.п. За лето многие забывают, что такое "хорошо себя вести", приходится объяснять. К ноябрю, как правило, и я, и дети уже втягиваются в ритм занятий. Они уже знают правила поведения, что за чем идет, где какой сюжет, и даже если я говорю им что-то “сложное” по-английски – они меня понимают, судя по тому, что сейчас происходит.

Сам учебный материал я стараюсь переводом не сопровождать. Чтобы объясняться, использую картинки, мультики, действия, жесты, рисунки на доске.

Начиная с 7 лет, когда активно формируется навык чтения, я начинаю целенаправленно учить детей переводить тексты. Мне кажется, в формировании письменной речи (чтение, письмо) – перевод очень важен, а вот при формировании устной – он мешает. Но это только моя гипотеза, возможна, она ошибочна, и я еще изменю свое мнение.

Дети много говорят на русском. Как только что-то не по плану (а какое занятие проходит полностью по плану?) – тут же комментарии на русском языке. И это нормально. Я же учу второму языку. Только к концу года я могу похвастать занятиями без русского – когда уже все отработано и дети "разговорены". А с сентября – опять к новым языковым высотам. Happy

Ольга: Даша, насколько много инициативы ты даёшь детям: следуешь ли за их идеями? учитываешь ли их предпочтения?

Дарья: Если детям разрешить кушать только то, что они хотят, они будут сутками есть мороженое. Также и на занятии – будут играть только в догонялки. Нет, инициативы я много детям не даю. Но, бывает, я подхватываю идеи, которые они предлагают. Например, когда они вспоминают игру, в которую мы давно не играли, или предлагают свой сказочный сюжет. Иногда, я спонтанно перекраиваю весь план занятия, потому что кто-то что-то придумал.

Но это бывает редко, хотя и всегда здорово получается. А вот в индивидуальной работе – очень много детской инициативы и интересов. В группе так не "развернешься".

Когда остается "свободное время" в конце занятия, я спрашиваю про их любимые игры: "What’s the next? The Cat and the Mice? (показываю маску кота) The Guessing Game? (указываю на карточку с вопросом) Or shall we play with the dice? (показываю кубик)". Дети решают.

И да, с малышами приходится учитывать предпочтения, особенно, если детей в группе много и занятия вечерние, когда дети уже плохо соображают. Однажды у меня было 3 занятия в разных группах 5-леток подряд – так приходилось под каждую группу писать свой сценарий, потому что в одной детям нужно было побегать, в другой – все обожали ходить в магазин, а в третьей – нужно было соревноваться, кто самый-самый. Сложно было работать, но опыт заработала стоящий.

Ольга: Даша, благодарю тебя за подробные ответы! Мне было очень приятно и познавательно побеседовать с профессионалом дошкольного обучения. И, конечно, желаю тебе успехов в занятиях с доченькой. Happy

Zelya аватар

Спасибо за интервью! Я уже немножко познакомилась с Дарьей, благодаря нашему клубу и обмену книгами. А теперь появилась возможность познакомиться поближе.

dafunya аватар

Zelya, it's nice to meet you, too))))

роза береза аватар

Дарья, очень интересная статья, сразу появились новые мысли и идеи. Жаль, что мы так далеко. Такие занятия английским как раз то, что я искала, но не нашла. Надо поработать на местах, что-нибудь изменится.

dafunya аватар

Да у тебя там работа кипит - это точно! Уверена, что с твоим неординарным подходом, "домашний клуб" (если можно так его назвать) принесет много английских результатов)))

роза береза аватар

Сегодня меня ребенок удивил, ответил на вопрос тремя предложениями. Почти рассказ, и это за каких-то два месяца. Я подумала, дети такие удивительные,с ними по какой методике не занимайся, результат все равно будет, они все переработают по своему и выдадут, когда не ждешь. Хотя, чем веселее, интереснее проходят занятия, тем больше остается приятных воспоминаний и желания повторять эти ощущения еще и еще.

dafunya аватар

Да-да-да! Удивительно - вчера о том же самом размышляла) У меня дочь 2 недели как не показывала roly-poly (я тебе ссылку на эту потешку давала). Я так расстраивалась - думала, не повторяла всего пару дней, а она забыла. А вчера она ее всю показала, с новыми движениями. Причем сама начала действия. Я в шоке была. Как же удивительно мозг ребенка работает: копит, переваривает, соединяет, проверяет (молча, потихонечку) - и бац! на тебе, мамочка, подарок: я уже все знаю! И насчет воспоминаний - тоже думала...Можно и не загоняться всякими тематическими недельками и т.п. Но..воспоминания! Когда что-то такое придумаешь-проведешь - как потом приятно вспоминать. Поэтому это важно. Возможно, даже не для развития, а просто как ощущение жизни)

роза береза аватар

Да, ты права, для того мы и ищем постоянно интересные идеи, коллективный разум работает.

mamakati аватар

Даша, спасибо, что поделились опытом! Для себя определилась с некоторыми нюансами и развеяла сомнения.Развития Вам и процветания!
Даша, а занятия у новичков сразу длительные, или время увеличиваете постепенно?

dafunya аватар

Сразу длительные. Правда, на первых занятиях, я даю детям возможность очень много бегать-сигать. Почти физкультура на английском. Так, и со стрессом легче справиться, и усталость не накатывает.

Piggybank аватар

Как же здорово, что есть такие педагоги Happy

dafunya аватар

Ого! Спасибо)