Как стимулировать интерес к чтению в группе

Как ни парадоксально, чтение - один из самых приятных и коротких путей к освоению иностранного языка - зачастую остаётся без должного внимания. Преподаватели мало рассказывают студентам о силе чтения, видимо, считая это само собой разумеющимся, или опасаясь, что студенты им не поверят. Студенты, в свою очередь, чаще всего настолько замучены домашними заданиями, что у них и мысли не возникает о том, что книга на английском вне курса обучения может стать для них источником наслаждения. Вот и получается, что обычное чтение переходит в разряд секретных ингредиентов освоения языка, доступных лишь единицам.

"Extensive reading remains the best-kept secret in English language teaching - a way for learners to learn in their own time, at their own pace, without teachers or schools. Sounds too good to be true, doesn't it?

If I told you that there was a magic way for your learners to improve their English enjoyably and without any work, you might want to know more. If I told you that simply by enjoying reading in English your learners would improve their:

  • reading skills (Well, that's obvious, isn't it?)
  • writing skills (Really!)
  • spelling (Yes!)
  • vocabulary (I see)
  • grammar (Come on, are you serious?)
  • listening skills (How?)
  • AND speaking skills (Wow!)

you might not believe me.

Yet there is a substantial body of research which supports these claims. The key to success lies in the enjoyment of reading."

Philip Prowse
"Cambridge English Readers" Series Editor

Ниже я познакомлю вас с некоторыми из идей Филипа и его коллег, как создать вокруг студента такую обстановку, чтобы ему захотелось взять книгу в руки и начать её читать. Сразу поясню, что методические находки, освещённые в заметке, предполагают использование тонких книжек, адаптированных для разных языковых уровней.

In-the-Shadow-of-the-Mountain.jpg Within-High-Fences.jpg Forget-to-Remember.jpg

Итак, первая трудность, с которой сталкивается преподаватель, решивший привить у студентов любовь к чтению, непосредственно связана с отправной точкой. Как заинтересовать чтением на иностранном языке тех, кто не читает даже на родном?

Ответ на этот вопрос во многим зависит от того, какую цель себе ставит преподаватель, читая со студентами литературу на языке оригинала. Дело в том, что при данном виде деятельности обучение языку должно отойти на второй план – любящий читать студент научится языку, но как бы в качестве побочного эффекта.

Основная же цель, который должен ставить себе преподаватель, желающий привить у студентов интерес к чтению, это вовлечь их в повествование. Как этого можно добиться?

Предположим, что каждый студент из нашей группы прочитал по одной книге и наша задача на сегодня – пробудить его интерес к другим книгам. Давайте разложим наши книги на одной из первых парт аудитории и предложим студентам выполнить несколько заданий:

  • можно выбрать одну книгу (триллер) и прочитать вслух (или прослушать) часть первой главы, а на самом интересном месте остановиться и дать студентам задание обсудить некоторые вопросы в парах.
  • можно предложить каждому студенту выбрать одну из книг, а потом, опять же работая в парах, предложить ему обосновать свой выбор соседу (что именно привлекло в книге: название, обложка и т.д.)
  • а чем не вариант посмотреть на оглавление и дать главам новые названия?
  • можно попросить каждого студента прорекламировать прочитанную им книгу в классе, как бы пытаясь продать её товарищам - при этом презентация должна быть максимально краткой и ёмкой
  • можно попросить прочитавших книгу разыграть один эпизод из неё по ролям, поощряя тех, кто не читал, задавать вопросы, чтобы узнать о книге как можно больше

А теперь представим, что ни один из студентов нашей аудитории ещё не прочитал ни одной книги и пока не собирается этого делать. Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Оказывается, очень многое. При этом пусть вас не пугает, что некоторые из предложенных ниже заданий сформулированы на карточках – ведь эти карточки заполняются самими студентами прямо в процессе их выполнения.

tick-sign.jpgДля начала давайте попросим студентов немного поиграть с обложкой. Для этого пусть каждый студент возьмёт в руки книгу, которая ему визуально симпатична.

  • Попросите студентов предсказать, о чём пойдёт речь в выбранной им книге, и к какому жанру она относится.
  • Попросите студентов посмотреть на обложку и аннотацию и задать пять вопросов о книге. Или пусть каждый из группы напишет начала трёх предложений на доске, чтобы класс их продолжил.

tick-sign.jpgПри пробуждении интереса к чтению не стоит пренебрегать и названиями глав.

  • Напишите названия глав на доске и попросите студентов придумать подходящее название или выбрать лучшее название книги.
  • Попросите студентов переписать названия глав на листочки бумаги, а затем перепутайте их и попросите студентов расположить их в правильном порядке. После этого предложите им предсказать, о чём книга.
  • Перепутайте названия глав из двух книг. Спросите студентов, название какой главы выглядит самым интересным. Пусть попробуют догадаться, из какой книги эта глава.

tick-sign.jpgНазвание книги тоже таит в себе сокровища, которые творчески настроенный учитель наверняка захочет использовать у себя на уроке.

  • Прочитайте вслух первые абзацы трёх книг (или включите их аудиозапись)и попросите студентов озаглавить книги или угадать, какое название подходит к отрывку.
  • Письменная версия: предложите студентам совместить названия с отрывками (не обязательно первыми абзацами).
  • Попросите студентов переписать названия и аннотации к книгам на отдельные листы бумаги. А теперь перемешайте и пусть попробуют совместить.

tick-sign.jpgСамо собой, мы не можем не воспользоваться картинками, если они есть в книге.

  • Пусть студенты просмотрят книгу и найдут конкретный предмет, человека или событие (например, кого-то, кто выглядит счастливым или грустным).
  • Попросите группу совместить описания главных героев с их изображениями.
  • Напишите на доске список прилагательных. Предложите студентам выбрать те из них, которыми можно описать картинку одного из главных героев.
  • Попросите ваших подопечных написать короткие описания для картинок.
  • Сделайте копии картинок из книги и предложите студентам расположить их в правильном порядке и составить по ним рассказ.

Не забывайте, что смысл выполнения всех этих заданий не в том, чтобы выяснить, кто прав - а в том, чтобы можно было сказать: "А теперь прочитайте книгу и узнайте, были ли вы правы!".

tick-sign.jpgС текстом книги тоже можно отлично поработать, прежде чем приступать к чтению.

  • Попросите студентов переписать первые и последние абзацы на карточки, перемешайте и предложите группе объединиться и совместить начало с концом. При этом начинающие студенты могут показывать друг другу свои карточки, а более продвинутые - задавать вопросы. Когда пара справилась с заданием, попросите их сесть и составить рассказ, соединяющий начало с концом. Когда все готовы, можно попросить группу сесть и послушать истории друг друга. После этого достаньте книги и скажите: "А теперь прочитайте и увидите, что произошло на самом деле!"
  • Дайте группе задание прочитать книгу за две минуты: обложка, аннотация, первый абзац, последний абзац. А теперь предложите их рассказать друг другу, о чём, по их мнению, эта книга. Этот способ поможет познакомиться с целым рядом книг и выбрать то, что каждому студенту действительно интересно.
  • Сочините историю по цепочке. Учитель читает первое предложение книги, а студенты один за другим добавляют свои предложения до тех пор, пока не получится рассказ. Если учащемуся нечего сказать, оставляйте за ним возможность сказать "Pass" и пропустить очередь. Да и вообще лучше не ходить по рядам класса, вынуждая студентов говорить согласно заранее предопределённой очерёдности, а просить предыдущего студента указывать, кто будет следующим. Когда рассказ готов, попросите студентов прочитать книгу и сравнить.
  • Можно перепутать предложения из первого абзаца (из первых абзацев двух книг) и попросить студентов рассортировать их.

Есть и множество других способов стимулировать интерес к чтению. Помогите студентам связать сюжет книги с собственным опытом, описав географическую, культурную или историческую обстановку. Можно раз в неделю - например, по пятницам - включать классу аудиозапись книги.

Кроме того, очень важно рассеять страхи студентов, что им придётся дочитывать книгу, которая им не нравится. В этом нет никакой необходимости: гораздо эффективнее прочитать три книги, которые приносят удовольствие, чем сражаться с одной, которая не по душе.

Читая книги для удовольствия, а не потому что задано, студенты постепенно учатся расслаблять внимание и воспринимать информацию, не подвергая её сознательному анализу.

А как вы стимулируете интерес своих студентов и школьников к чтению?

Zelya аватар

Спасибо! Много интересных идей!

admin Olga-ekb аватар

Мне тоже очень понравились эти идеи. Крайне необычный, но очень стимулирующий подход к обучению.

shann аватар

Спасибо, Оля! Столько идей...

admin Olga-ekb аватар

Да, идей много - только успевай претворять в жизнь. Happy

Igreen Mamiland аватар

Я думаю, что многое зависит от учителя. Мне в школе английский был не интересен, так как была большая текучка учителей по английскому, и учителя не были заинтересованы в том, чтобы нас чему-то научить. А если и приходил новый хороший учитель, то он понимал, сколько работы ему предстоит сделать, чтобы научить детей английскому, и у него опускались руки. К сожалению, это реальность. А сама начала в университете бегать по разных курсах, много читала по-английски. Сейчас все меньше времени остается для того, чтобы познавать что-то новое для себя, поэтому чтение (пассивное изучение языка) очень сильно помогает держать себя в тонусе)

admin Olga-ekb аватар

На самом деле, обучение - это всегда двусторонний процесс, в котором от педагога зависит ровно столько же, сколько и от студента. Если по крайней мере с одной из сторон нет интереса, обучение вряд ли будет эффективным.

Правда, бывают исключения: порой педагог настолько "горит" своим предметом, что заражает энтузиазмом и любовью к нему и ученика. Собственно, развитию этого "горения" и способствуют идеи, предложенные в этой статье.

Если мысленно вернуться в прошлое, как думаете, могли бы эти идеи поспособствовать развитию любви к чтению в вашем классе? А в университетской группе?

Igreen Mamiland аватар

Вообще, обучение в университете - оно часто бывает формальным. Особенно в последнее время, когда студентам предлагают материалы обучать самостоятельно. То есть, преподаватель приходит в группу, дает материал, а вы что хотите, то и делайте. Все равно на зачете все должны знать. Но, как принято у студентов, все делается в последнюю ночь, поэтому эффекта от такого обучения нет, к сожалению((( А если бы занятия велись, как вы предлагаете, в виде диалога и игр (я вообще имею в виду не только чтение, а обучение в целом), то это совсем другое дело. Это бы способствовало не только развитию любви к чтению, но и развитию у студентов способности к диалогу, ораторству и коммуникации.

admin Olga-ekb аватар

К сожалению, в высшем образовании бывает и так. И все-таки в любом университете - по крайней мере, из тех, с которыми мне довелось сотрудничать - есть преподаватели, которых студенты вспоминают с благодарностью и чьи пары посещают с интересом. Всегда хочется, чтобы таких людей было больше.