Как читать ребёнку

Беря в руки книжку, мы с дочкой редко ограничиваемся только чтением - ну, если только время сильно поджимает. Чаще всего я стараюсь превращать общение с книгой в полноценное занятие и, самое главное, качественно проведённое время в компании ребёнка. Сегодня я решила рассказать вам, что именно мы делаем с книгой.

Естественно, прежде всего я её просто читаю - читаю вслух, с выражением, тщательно и разнообразно интонируя. По ходу дела мы можем останавливаться, чтобы обратить внимание на картинки или ответить на вопросы, если они возникли у дочки или у меня. Например:

What season is it?
What makes you think so? (How did you guess?)

Что касается новых для дочки слов, то я вовсе не стремлюсь к тому, чтобы пояснять их все. Во-первых, человек понимает текст при наличии всего лишь 20% знакомой лексики. Во-вторых, о значениях многих слов вполне можно догадаться самостоятельно, из контекста.

Я поясняю только те слова, о значении которых Даша спрашивает сама. И, конечно, если это слово ключевое для понимания, то я акцентирую на нём дочкино внимание. Например, сегодня нам попалось слово "a beggar", которое называло одного из главных героев сказки. Мы остановились на этом поподробнее: рассмотрели картинку, обсудили. Это выглядело примерно так:

This man is very poor. Look at his clothes. They are rags. They are covered in patches. It is because he has no money to buy new clothes. Do you think he has a place to live? He may have to sleep outside. He often goes hungry. He is called "a beggar" because he has to beg (ask) other people for food and money.

А потом начинается самое интересное. Мы с Дашей любим делать так: я пересказываю сказку простыми предложениями, каждое из которых дочка старается закончить самостоятельно:

Once upon a time there lived a...
His name was...
He was very...
He lived in a small...
Around his house there was a big...
In the middle of his garden there was growing a...

Часто мы делаем это не от своего лица, а от имени многочисленных игрушек, которые Даша приносит на диван. Например, сегодня она принесла наши фетровые буквы и следила за тем, чтобы я начинала каждое новое предложение в роли новой буквы. А я была только рада такой инициативе - ведь это позволило дочке научиться распознавать на слух, где проходят границы предложений.

Где-то на середине сказки, где было много диалогов, дочка предложила превратить наш совместный пересказ в разговор и произносить реплики от лица разных букв. А я не растерялась и сказала, что это должны быть не просто произвольные буквы, а те, с которых начинается каждый персонаж. Таким образом, "W" выступала у нас в роли "woman", "B" заменяла "beggar", а "S" - это был "Shen". Если вам интересно, то это герои китайской сказки "The Magic Pear Tree", которая содержится в одном из наших любимых сборников:

Illustrated Stories from Around the World Illustrated Stories from Around the World

Кстати, периодически такие чтения-обсуждения плавно перетекают у нас с дочкой в ролевую игру.

А как вы читаете со своими детьми?

sofiasmom аватар

Ольга, спасибо за статью, очень актуально для нас с девочками.
Вы с Дашей очень интересно читаете)
Перед тем как читать сказку, я выписываю незнакомые слова или слова,в произношениии которых я не уверена. Но это лично для себя. Девочки редко спрашивают значение слов, они просто слушают. А после прочтения мы проводим небольшое активити-занятие. Еще нам нравится включать аудио во время чтения, шум леса(если сказка про Бэмби например) шум моря( если это Русалочка).

admin Olga-ekb аватар

Валя, крайне любопытное дополнение - музыка в виде фона. Спасибо, я воспользуюсь этой идеей. Rose