Помню, как в детстве на вопрос взрослых "Сколько времени?" я долго отвечала: "Маленькая стрелочка показывает на ..., а большая - на...". Научить ребёнка определять время по часам может стать настоящей проблемой, если не уделить ей должного внимания.
У нас с дочкой всё началось с картонных часов, благодаря которым Даша узнала, что час (круг) делится на четыре четверти:
Следующим этапом были рабочие листы с самыми простыми заданиями "Draw hourly" (вы можете распечатать подобные с сайтов "Kids' Learning Station", "Super Teacher Worksheets" и "Math Worksheets 4 Kids"):
Таким образом Даша научилась определять время по часам, когда минутная стрелка показывает на 12. Я в свою очередь старалась подкарауливать такие моменты и спрашивать: "What time is it?" И неизменно слышала переполненный гордостью за себя ответ:
"It is ... o'clock sharp."
Мы стали загадывать друг другу загадки, отгадать которые дочке помогали картонные часы. Например:
The minute hand points to twelve, the hour hand points to four. What time is it?
Очень кстати нам пришло домино, которое Гузель любезно включила в состав нашего приза за участие в проекте "Читай и вытворяй". Именно оно и помогло Даше закрепить понимание:
Вскоре я заметила, что в ожидании какого-то события (например, прихода гостей) дочка стала выставлять текущее время на своих часах, чтобы отследить, когда наступит желанный час:
Значит, пришла пора двигаться дальше. Чтобы дочка смогла освоить идею деления круга на пятиминутные отрезки, я стала учить её считать по пять. Именно на этом этапе в нашу жизнь вошли задания на skip counting.
И вот наконец мы смогли собрать все дочкины знания воедино. Где-то в интернете я видела идею, когда к самодельным часам сзади подклеивается бумажная тарелка с обозначениями минут. Но мне хотелось, чтобы второй, временный, круг был съёмным. Поэтому мы решили воспользоваться прищепками, на которые я наклеила круги, раскрасив одинаковые числа одинаковыми цветами:
В первый день Даша научилась самостоятельно размещать прищепки на нужные места, а также определять время в первой половине круга:
Теперь я слышу её ответ после непродолжительного раздумья:
It is twenty-five past three.
It's half past five.
На следующий день дочка освоила вторую половину круга:
It is ten to two.
It's five to one.
Теперь я могу на неё положиться в вопросах определения времени:
Необходимость в прищепках отпала буквально на следующий день - ведь главное: понять принцип. А скорость придёт с практикой.
Буду рада, если наша методика пригодится и вам. Если вам не хочется делать картонные часы, вы можете воспользоваться готовой распечаткой с сайта Mini Eco. А чтобы не тратить время на создание кружочков с числами, вы можете воспользоваться моими.
P.S. Наши идеи участвуют в проекте Натальи Чистоклетовой "Игра на Ура".
Идея с прищепками замечательная!
Самое главное, что она оказалось эффективной. За два дня Даша освоила определение времени по часам на обоих языках.