Как найти подход к любому ребёнку

Ник на сайте: 
Алена

Успех в обучении языку зависит от гораздо большего количества факторов, чем простое знание предмета – сколь бы блестящим оно ни было. Особенно если речь идёт об обучении детей. Ведь дети – это такой народ, который не будет учиться, если им не интересно. Поэтому я всегда с удовольствием читаю блоги тех, кому, по моим ощущениям, удаётся увлечь детский коллектив и найти ключик к каждому в отдельности.

«Думаю, что смогу найти подход к любому ребёнку» - эта фраза в блоге педагога-психолога Алёны Решетовой отозвалась у меня в душе звоном сотни колокольчиков. Именно благодаря этой фразе я и пригласила Алёну на разговор.

Ольга: Алёна, очень рада, что вы приняли моё приглашение. Давайте сразу раcставим точки над “i”. Кто такой педагог-психолог? Чем конкретно он занимается с детьми?

Алёна: Действительно, кто такой педагог-психолог? Очень часто меня спрашивают об этом. Если говорить научным языком, то педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Деятельность педагога-психолога реализовывается по пяти направлениям: диагностика, коррекция, просвещение, профилактика, методическая работа.

А теперь понятным языком. В обязанности педагога-психолога ДОУ входит: проведение диагностики готовности к школе (два раза в год) и по результатам этой диагностики работа с детьми, имеющими трудности; изучение прохождения адаптационного процесса и проведение коррекционных занятий по этой проблеме; работа по запросу педагогов, родителей. В моей практике чаще всего запросы такого плана: страхи (провожу коррекцию эмоционального состояния), тревожность детей, неуверенность в себе, недостаточно сформированные коммуникативные навыки. В поле деятельности педагога-психолога входит консультация родителей и педагогов – по запросу. Чаще всего обращаются родители, а педагоги – гораздо реже. Педагог-психолог оформляет свой уголок «Уголок психолога», я еще веду блог и разрабатываю буклеты, брошюры для родителей и педагогов. Про методическую работу, думаю, и так все понятно: отчеты, журналы посещений, конспекты и прочая скучная неинтересная работа. Пожалуй, как-то так. Это основная часть работы.

Alyona-1.jpg

Ольга: На ваш взгляд, каких качеств требует от человека работа с детьми в большей степени: твердости или мягкости, умения вести за собой или гибкости и умения подстраиваться, общительности или умения слушать и т.д.?

Алёна: Трудный вопрос. Каждый ребенок уникален и каждый требует своего подхода. Самое важное качество, на мой взгляд, – эмпатия – умение сопереживать. Без эмпатии ничего не получится – это главное качество. Также необходимо умение вести за собой. Очень важно быть гибким: что подходит одному, другому совсем не подходит. Например, если я работаю с тревожным ребенком, то, безусловно, я буду мягкой, говорить тихим голосом, внушать спокойствие ребенку.

А вот портрет другого ребенка: ему ничего не интересно, нет радости в глазах, нет «детскости» – сидит передо мной «маленький старичок». Вот с таким ребенком я включаю весь свой артистизм, эмоции, азарт, юмор, блеск в глазах, смеюсь, шучу, говорю весело и быстро – только тогда я смогу разбудить его, вернуть ребенку это ощущение детства.

Третий вариант: подготовка к школе. Будущему школьнику необходимо подчиняться правилам: 45 минут выполнять не всегда интересную работу, иметь достаточно сформированные волевые качества. Здесь я буду твердой, требовать выполнения инструкций, соблюдения правил.

Alyona-2.jpg

Все очень индивидуально и зависит от задач, стоящих передо мной. Но всегда необходимо: уважать выбор ребенка, принимать его как личность.

Ольга: Алёна, мы все люди со своими эмоциями и наверняка иногда и у вас бывает так, что какой-то ребёнок начинает раздражать. Что вы делаете в этом случае: надеваете маску доброжелательности, пытаетесь проанализировать свои чувства, передаёте этого ребёнка другому педагогу или что-то ещё, что мне даже трудно представить?

Алёна: Какой важный вопрос! Действительно, я, как и любой из нас, испытываю разные эмоции и относиться одинаково ко всем детям не могу – даже если бы и захотела «выровнять» эти отношения, не получилось бы. Бывают дети (очень редко), которые вызывают некие отрицательные чувства, например, у меня есть один ребенок с особенностями развития (не в детском саду – мой личный клиент), который страдает недержанием кала – согласитесь, не очень приятно работать в такой ауре… Что тут можно сделать? Принять это и вырабатывать в себе устойчивость к этой ситуации.

Может, я как-то устроена так, что могу адаптироваться к любому ребенку, вообще у меня такие высокие адаптивные способности.

Вот отвечаю на Ваш, Ольга, вопрос и анализирую свое поведение: у меня несколько этапов работы с детьми, которые вызывают отрицательные эмоции. Первый – возмущение (например, есть избалованная девочка, которая хочет, чтобы все принадлежало только ей – воспитали ее так родители). Я смотрю на этого ребенка и думаю: «Боже мой! И что с ней делать?..». Второй этап: начинаю применять психологические приемы по коррекции ее поведения. Третий этап: вижу результаты своей работы и начинаю уже любить этого ребенка. Думаю, что примерно такой алгоритм у меня работает всегда. Спасибо, Ольга, за такой вопрос! Теперь я знаю, что я делаю в таких ситуациях!

И еще. В детском саду другого психолога нет – передавать детей некому, да и если бы и был, такое желание у меня вряд ли возникло бы.

Ольга: К своему ребенку найти подход легко – ведь своего мы хорошо знаем. А вот как найти подход к чужим малознакомым детям, каждый из которых несет в себе ценности и стиль жизни всей семьи? На что вы опираетесь, находясь в поисках ключика к каждому ребенку?

Алёна: Я принимаю каждого ребенка со всеми его особенностями и дети, думаю, это чувствуют. Я уважаю каждого ребенка – и это дети чувствуют. Я работаю не только в детском саду, но и в логопедическом центре: осуществляю психологическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения. В детском саду дети все без видимых выраженных нарушений – там все просто. А вот в центре – дети все такие разные с разными диагнозами от ЗПР до нарушения интеллекта, дети с аутизмом, дети с заиканием. Вот эти дети и учат меня принятию!

Какой ключик? Я не знаю точный ответ, но когда ко мне приходит ребенок – я сажусь перед ним – опускаюсь до его уровня, беру за ручки (если позволяет это сделать), спрашиваю его, как он провел день, неделю, что было интересного, что запомнилось и т.д. Хорошо, если ребенок умеет говорить! А если нет и ему уже 5 лет (дети с алалией)? Вот тут–то и ищу этот «ключик». Просто начинаю играть с ними в песок. Песок – мой спаситель…

Alyona-3.JPG Alyona-4.JPG

Я никогда не навязываю свое мнение. Бывает, запланируешь что-то, а ребенок не берет, не хочет он играть в эту игру! Я спрашиваю: «Что ты хочешь?» И отталкиваюсь от желания ребенка, вношу коррективы в свои планы. Всегда улыбаюсь, хвалю за малейшее продвижение, всегда рассказываю родителям об успехах ребенка и в саду, и в центре. Я люблю свою работу – думаю, что это самый главный «ключик».

Ольга: Алёна, как вы справляетесь с "хочу - не хочу"? Например, когда один ребенок хочет играть в одну игру, а другой - в другую? Или когда несколько детей хотят один и тот же предмет (красный карандаш, игрушку и т.д.) и никто не готов делиться?

Алёна: Ой, бывают такие ситуации и часто! Как выхожу? Очень просто. Предлагаю самим детям решить эту ситуацию, какие могут быть выходы из нее, что можно сделать (безусловно, если это дети от 4 лет).

Когда дети хотят один и тот же предмет – все зависит от возраста. Если это малыши (я работаю с детьми от 3 лет), то чаще всего предлагаю замену игрушки – обмен, а если не срабатывает, то говорю, что игрушка мне очень нравится и забираю себе. Такой подход использую и со старшими детьми. Не могут поделиться – забираю себе. Срабатывает – предлагают выходы из ситуации.

Alyona-5.JPG

Ольга: Что делаете, если в разгар занятия одного из детей что-то не устраивает и он начинает плакать? Игнорируете его, всем своим видом показывая, что его поведение, как минимум, странно и что ему же будет лучше, если он справится со своим плохим настроении и присоединится к коллективу (мне известно, что именно так поступают в Японии)? Или жалеете его, выясняете, что именно его расстроило - как делают более сердобольные европейцы? Или у вас собственная технология для выхода из подобных ситуаций?

Алёна: Приведу пример из практики. Когда я только начинала работать, то на занятии один мальчик (6,6 г) заплакал от того, что не стали играть по правилам и убежал плакать в угол. Мои действия: я не побежала за ним, а дала ему время поплакать одному – выпустить пар, а потом подошла к нему, а он как ни в чем не бывало присоединился ко всем. Очень важно не подрывать авторитет этого ребенка перед сверстниками – я объяснила детям, что все иногда плачут и это нормально, а также обратила внимание на то, что нарушение правил никому не нравится и иногда приводит вот к таким ситуациям.

Другой пример. Сшила пальчиковый театр «Насекомые» из фетра – пришла в среднюю группу играть с детьми. В наборе пять игрушек: цветочек, бабочка жучок, паучок, пчелка. Все дети разобрали игрушки, надели на пальчик и стали играть. Затем я предложила поменяться, но одна девочка не захотела меняться: «хочу только бабочку!» - я не пошла «на поводу» ее желанию т.к. этот ребенок привык добиваться своего плачем, делиться не хочет. Бабочку она отдала, поплакала немного, но быстро успокоилась, поняв, что плачем не добьется своего. Это профилактический плач. Если сейчас не научить этого ребенка делиться, то через год никто не будет с ней играть. Безусловно, плач мешает работе, но иногда его надо пережить.

Еще один пример, но это особенный ребенок – 3,9 г. ЗПР, речевое недоразвитие. Пришел на занятие в плохом настроении – я не знаю, что с ним произошло – зашел в кабинет и уже ревет: залезает под стол и прячется там, при этом очень громко ревет (истерика). Что я делаю с этим ребенком: беру мягкую игрушку и начинаю играть «в прятки»: хожу по кабинету ищу ребенка, проговаривая вслух «под стулом нет, на окне нет, на шкафу нет, а где же Вася?». Такая игра переключает именно этого ребенка (всегда работает!) – вылезает из-под стола, смеется. Объяснять что-то этому ребенку не имеет смысла, нужно просто переключать внимание.

Пожалуй, больше примеров плача на занятиях не было.

Ольга: Насколько много свободы вы даете детям в выборе видов деятельности? Прислушиваетесь ли к их желаниям или ведете их за собой? И если можно, объясните, пожалуйста, почему.

Алёна: Ольга, частично я уже ответила на этот вопрос. Если кратко, то все зависит от цели занятия. Если подготовка к школе в плане волевой готовности, то чаще всего веду за собой, а если работа с эмоциональными проблемами, работа с неуверенными в себе детьми – даю волю ребенку и чем больше я даю свободу, тем выше коррекционный эффект.

Например, используя песочную терапию, я полностью доверяюсь желанию ребенка – он САМ строит свои миры ЛЮБЫЕ! Если работа индивидуальная и направлена на повышение самооценки, уверенности в себе, развитие коммуникативных навыков, то чаще всего я спрашиваю ребенка, чем он хочет сегодня заниматься: рисовать, лепить, строить из песка, просто поговорить, поиграть в игры.

Например, одна девочка (6,5 г) обожает играть в пальчиковый футбол и ни одно занятие не обходится без него. Она может целых 45 минут играть в него! Для этого ребенка очень важно, что к его мнению прислушиваются. Другая девочка обожает пластилин, и я придумываю занятия с учетом ее предпочтений.

У меня в запасе несколько вариантов занятий для индивидуальной работы (и это очень непросто!). Если не учитывать желания детей, то ничего не получится, но всегда необходимо помнить свою цель и задачи, стоящие перед занятиями.

Alyona-7.JPG Alyona-8.JPG

Ольга: Есть ли различия между вашим стилем воспитания собственных детей и работой с группой? Если да, то в чем именно они проявляются?

Алёна: Ольга, мне трудно ответить на этот вопрос, так как у моих детей большая разница в возрасте: старшему 16 лет, а младшему почти 4 года. Думаю, что я почти одинаково отношусь и к своим детям, и к «чужим». Конечно, своим детям достается больше – могу крикнуть, а на «чужих» - никогда (почти никогда).

Alyona-6.JPG

Ольга: Алёна, большое спасибо за интереснейшие, информативно насыщенные ответы.

Алёна: Спасибо, постаралась ответить искренне.

Zelya аватар

Спасибо за чудесное интервью! Одинаково относиться к детям не получится, действительно, приходится подбирать ключик к каждому из них. А психологу приходится заниматься с самыми разными детками и на ходу придумывать, как правильно поступить, чтобы не травмировать ребенка.

У меня индивидуальные занятия, но сложные ситуации все равно возникают, поэтому тоже приходится что-то придумывать. Однажды на уроке я предложила (честно не знаю, почему)скучающему мальчику засунуть палец в чернильницу и поставить отпечаток пальца в тетрадке. Он сразу же взбодрился, выбрал цвет чернил и нашлепал отпечатков. Потом мы сделали из них животных (проходим зоопарк)и незаметно выполнили домашнее задание. Палец от чернил не отмылся Happy Но глядя на него, он сказал, стоя в дверях: "Сегодня было весело. Это намного лучше, чем пирожки, которые предлагает N (репетитор по русскому языку)".
Пришла второклассница на занятие в первый раз. Не слышит звуки, не может повторить правильно простейшие слова. Попросила ее записывать меня на диктофон в телефоне. А в уме уже подумала, как трудно с ней будет. Приходит на следующий урок, глаза горят: "Я все выучила". Действительно, все знает, что задавала. Прилепила наклейку в тетрадку, у нее полный восторг в глазах.
С третьим учеником обязательно рисуем. Объясняла разницу между high и tall, нарисовала горы и человечка. Дома он все дорисовывает, закрашивает. Ему недостаточно картинок, ему нужны цветные ручки и фломастеры, тогда он занимается эффективно. То есть недостаточно знать свой предмет, нужно тоже быть немного психологом.
Получается, что к каждому нужно найти подход, иначе они не готовы тебя слушать. Но когда работать нужно в группе, это так сложно.

admin Olga-ekb аватар

Это точно: в преподавании очень много психологии. Наверно, именно за это я больше всего люблю свою профессию.

С чернильными пятнами гениальная идея! Happy

А ещё я сделала для себя открытие, что взрослые любят играть и творить не меньше, чем дети. Так что, думаю, многое из того, чем поделилась Алёна, можно применить и к более старшему возрасту.

Ирина Птушка аватар

С удовольствием каждый день заглядываю на блог Алены и каждый раз восхищаюсь ее талантом и творческими способностями во время общения и занятий с детьми. И с интересом почитала сегодняшнее интервью. Алена - ты такая молодец! Удачи и успехов тебе! И твоим мальчикам, конечно!

Алена аватар

Здравствуйте, Ольга! Огромное спасибо за возможность поделиться своими мыслями по такому важному вопросу.

admin Olga-ekb аватар

Вам спасибо, Алёна! Так радостно и тепло от того, что есть люди, готовые делиться самым ценным, что у них есть - опытом. Rose

shilko аватар

Оля, спасибо огромное за интервью! Ты даже представить не можешь, как оно кстати сейчас Happy Но мааалооо... я бы еще и еще примеров слушала! Как же интересно!)
Алена, спасибо, что поделились вашими "буднями"! У вас ужасно интересная работа! Интересно, на такой работе получается приходить домой заряженной, чтобы еще и дома с детишками делиться, или выматывает психологически, эмоционально? Ведь такая отдача идет. Но могу представить, что от детей заряд тот еще!) Как здорово, что такие психологи, как Вы, работают с детьми! Rose

admin Olga-ekb аватар

Оль, я очень рада, что кстати. Happy Надеюсь, будешь делиться своими новостями. Winking