Методика обучения чтению целым словом (методика Глена Домана)

Недавно Оля попросила написать меня о том, как я учила ребенка читать целыми словами по методике Глена Домана. Я с радостью согласилась. Все, что я сейчас буду рассказывать, можно применить к любому языку.

Итак. Заниматься чтением мы начали практически с рождения. Сразу встает вопрос «почему?», «зачем грудного ребенка учить читать?». Ответ прост. Методика Домана мне понравилась тем, что не только учит малышей читать и считать, но и тренирует память, учит ребенка думать, делать логические выводы. Доман также много внимания уделяет и физическому развитию. Но так как тема данного поста – обучение чтению, то поговорим конкретно о нем. Я сама рано научилась читать (не знаю, что именно для этого делали мои родители) и мне хотелось дать такую возможность Даше. Еще я очень хотела привить ей любовь к чтению, и мне показалось, что это хороший способ.

Начала я с того, что каждый день показывала Дашульке карточки со словами, как этого требует сам метод: по 3 комплекта из 5 слов 3 раза в день.

001.jpg

Каждый день убираем самый старый комплект и заменяем его на новый. Так как Даша была еще очень и очень маленькой, то около 3-4 месяцев мы только смотрели карточки (было много других занятий, но они не были связаны с чтением) по этой схеме.

В методичке было написано, что ребенку становится скучно делать одно и то же, пусть слова и разные, но надо постоянно усложнять материал и уже спустя приблизительно1-2 месяца начать показывать словосочетания, а потом и предложения. Я долго думала над этим и решила, что это бессмысленно. Ведь ребенок еще очень мал. Одно дело показать ему в день 15 слов на карточках, потом в жизни объяснить, что каждое слово значит, дать его потрогать (например, если это слово "соска" или "бутылка" и т.д.), а другое дело показывать ему словосочетания в 3 месяца или предложения. Мне показалось это слишком большой нагрузкой для Даши и я просто продолжила показ слов. Иногда я вешала слова на стену рядом с необходимым предметом. Например, «шкаф» на шкаф, «дверь» на дверь и т.д. Но ничего более не усложняла.

002.jpgЧерез пару-тройку месяцев я подключила еще одно пособие для изучения чтению. Это были книги формата А4 с 1-2 словами на каждой странице. В книгах были напечатаны потешки, маленькие стишки. Книги надо было листать очень и очень быстро, почти также быстро, как и показывать карточки (одно слово в секунду, приблизительно так). Потом мы играли в каждую потешку. Играли много раз в день, чаще, чем читали.

Еще чуть позже к словам и книгам мы добавили наборы слов, которые шли в комплекте с книгами. Это было самым сложным и менее интересным для ребенка и я показывала эти комплекты всего 1 или 2 раза в день вместо 3, чтобы не отбить у Даши интерес.

003.jpg

Суть была в том, чтобы закрепить конкретные слова из книги, но чтобы ребенок не привык к определенному порядку слова предлагалось постоянно мешать. Объясню на примере. Потешка:

Водичка, водичка, умой наше личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели.
Чтоб смеялся роток и рос здоровым зубок.

Это стих, который напечатан в книге (только слова разбиты по 1-2 на странице). И есть набор карточек со всеми словами в отдельности. Так вот показываем эти карточки, например, так: умой, роток, чтобы, зубок, водичка, личико и т.д. Каждый раз слова перемешиваем. Мы должны добиться запоминания и узнавания слов на первых этапах.

Потому что сразу ребенок не зачитает. Он должен запомнить много-много слов, потом их узнавать по памяти и только потом научиться читать незнакомые, ранее не видимые слова.

Следующие 6-7 месяцев я действовала по вышеописанной схеме: отдельные слова-книги - слова к книгам.

Потом мы прошли все слова из комплекта и много самодельных слов, которых в комплекте не было. Скажем так, около 2000 слов, может больше. Месяцев в 9-10 я проверила Дашу, она узнавала слова, показывала, но и ошибалась много, в отличие от математики, где она не допускала ни одной ошибки.

Потом настал момент что-то менять. Я решилась ввести словосочетания (Даше тогда было больше годика). Но показ отдельных слов не прекратила. Получается, что к предыдущему набору занятий добавился еще и показ 3 комплектов 5 словосочетаний в каждом.

Так как старые книги уже надоели, я начала делать новые а том же стиле. Чтобы как-то объединить их одной темой, я делала около 40 книг по пальчиковым играм, потом столько же по артикуляционной гимнастике. Получается, мы не только учились читать, но и делали упражнения, которые были необходимы нам по возрасту.

004.jpg005.jpg

После 2 лет я убрала показ отдельных слов, оставив словосочетания и книги. Предложения я не делала, так как старалась составлять книги таким образом, чтобы они заменяли нам предложения (к этому моменту, сказать честно, я уже очень устала, но прекращать занятия не хотела). Тем более, что из слов, которые шли в комплекте с книжками было очень удобно эти предложения складывать.

Результаты постепенно становились все лучше и лучше. Даша хоть и не начала читать вслух, но слова она показывала не только на знакомых карточках, но и в книгах художественных, на вывесках на улице и т.д.

Постепенно интенсивность показа снизилась. Сейчас Даше около 3 лет, мы читаем книги специальные (по методике) и играем в игры со словами. Ей это интересно, мне суть проще.

Игр на самом деле придумать можно очень много. Ну например, Магазин. Так как Даша стала интересоваться покупками в магазине, то я решила направить этот интерес в нужное русло, во время игр с кассой и магазином я раскладываю карточки со словами (товарами) и говорю. Что продавец в магазине (какая-нибудь игрушка) продаст нам нужный товар только, если мы выберем карточку с его названием. Например, в одном углу сидят продукты, а в другом карточки с их названиями. Чтобы купить что-то нужно взять продукт и карточку с его названием (яблоко и карточку со словом яблоко).

Еще мы начали практиковать вот такое развлечение. Я купила Даше обычный альбом для рисования (лучше покупать с наибольшим количеством листов) и мы зарисовываем в нем и подписываем все самое интересное, что делали за день.

Очень много игр я описывала в своих постах: тут, тут и тут.

Скажу так, пока Даша не читает вслух, но это и не важно. Она узнает практически любые слова, она любит играть со словами, она любит читать, может слушать книги часами, когда я ей читаю. У нее прекрасная память. Она помнит все! Не было еще такого случая, чтобы она что-то забыла. Плюс, такой метод обучения чтению очень повышает грамотность детей, так как ребенок запоминает, как слово пишется, и воспроизводить он его будет правильно.

Естественно, было много и других занятий, которые сочетали в себе чтение и что-нибудь еще. Например, когда мы учили геометрию, то я делала Даше книги, в которых были крупными буквами написаны слова, стихи и даны картинки геометрические. Получается, что мы и геометрию учили и чтение повторяли. Когда мы учили математику, то я делала книги с математическими стихами.

007.jpg006.jpg

Также у нас очень много карточек есть с картинкой и словом, я делала их для изучения английского языка и китайского (правда, в китайском вместо слова иероглиф). Такие карточки пользуются особым успехом, так как слово можно не только прочитать, но и увидеть. Только тут надо быть внимательным, так как ребенок может смотреть только на картинку, а слово игнорировать, поэтому акцентируйте внимание на словах.

008.jpg009.jpg

Если подвести итог всему вышесказанному, то получается, что ребенка нужно окружить словами, чтобы эффект был максимальный. Но никогда не принуждайте и не заставляйте. Только в форме игры и только по желанию ребенка.

Мария, "Учимся играя"

admin Olga-ekb аватар

Машенька, огромное спасибо тебе за этот пост, в котором ты поделилась бесценным личным опытом. В твоём изложении сухая методика заиграла яркими красками. С удовольствием беру себе на вооружение.

Мария аватар

Оленька, спасибо большое за возможность высказаться ! не знаю, почему очень многие считают ее сухой, по мне она очень инетересная Happy если правильно к ней подойти

shilko аватар

Маша, очень понравилась методика в твоем изложении (я на ты, ладно?)! Я прочитала о ней подробно в книге Сесилии Лупан и поняла, что она не для меня. Основная причина была в том, что требуется готовить много материала. Также меня смутило то, что запоминаются образы слов, то есть новые слова, которые ребенок до этого не видел, нужно учиться читать все равно по другому какому-то методу.
Столько силы воли, усидчивости, целеустремленности нужно, выбрать методику и идти выбранным путем, когда это отнимает столько времени, которого всегда не хватает! Аплодирую тебе! Bravo
Прочитала весь материал на твоем сайте по чтению, столько игр! Так здорово, зайти на блог и найти все в одном месте. Ты очень большая молодец! Rose
Так я загорелась начать сейчас по этому методу давать малышу картинки со словами, но знаю, что могу не дойти до конца Laughing нужно что-то просто в играх взять, может быть легкий вариант какой-то, просто, чтобы привыкал к буквам.. Очень понравилось то, как ты описала про свою дочу - как она любит читать и слушать книжки долго. Очень хочется именно этого!)

Мария аватар

Ольга, какое совпадение Happy Доманом я прониклась именно после Сесиль Лупан. Я честно собиралась что-то придумать. но делать все карточки и пособия так не хотелось самой. а потом я нашла готовые комплекты и без раздумий все их купила. правда потом пришлось все равно делать самой, но я так уже втянулась в это, что остановиться не могла.
Спасибо за ваши слова в мой адрес Happy Очень приятно!

"Также меня смутило то, что запоминаются образы слов, то есть новые слова, которые ребенок до этого не видел, нужно учиться читать все равно по другому какому-то методу."
тут не совсем так. Как кпишет сам Доман, мозг ребенка строит закономерности и делает выводы и ребенок САМ может спокойно научиться читать, если долго с ним заниматься и не надо никаких дополнительных методов (хотя я бы сказала, что некоторых детей все равно надо стимулировать буквами или складами).

"Так я загорелась начать сейчас по этому методу давать малышу картинки со словами, но знаю, что могу не дойти до конца"
а какой возраст у малыша?

кстати, буквально позавчера, уже после того, как я Оле пост отправила для опубликования, Даша сделала мне подарок и зачитала вслух! Может она сейчас опять будет шифроваться и молчать, но она так хорошо мне все прочитала сама, что мне этого заряда надолго хватит Happy

shilko аватар

Маша, нам год и 2 месяца. Мы карточки Домана смотрим на компьютере, но в хаотичном порядке, без системы. Нужно пересмотреть мне еще раз принципы, о которых говорится в вашей статье и начать приводить в систему занятия, раз уже все равно смотрим.
Поздравляю с началом чтения! Волнительный момент! Как научится читать, так и не остановить будет. Как первое малышкино слово, тоже веха в развитии!
Предлагаю все-таки на ты перейти Happy

Мария аватар

Оль, прости, я забываюсь и машинально Вы пишу Happy А вот Дашка на окомпьторе смотреть карточки не особо любит. Кстати на форуме умницы есть раздел, там мамы выкладываю видеокниги по мультикам со втсавками слов и предложений. Сами делают. например смотришь мультик любимый и иногда выскакивают картинки со словами, которые сейчас говорят. Очень инетересно и вот это напм нравится. Если тебя это заинтересует я дам ссылочку, только надо будет на форуме зарегестрироваться, чтобы иметь возможность этот раздел увидеть

shilko аватар

Маша, очень интересует. Буду очень ждать ссылки. Я что-то загорелась сейчас этой методикой сильно.. Спасибо!

Мария аватар

Ольга, вот ссылочка http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=1850
но тебе надо зарегестрироваться, а то ты будешь попадат на главную страницу всегда
На всякий случай напишу путь, как найти раздел (опять же он виден только зарегестрированным).
Скачай и занимайся- "Видеокниги" и там очень много ссылок для скчивания именно таких мультиков с текстом. Да и вообще погуляй по разделу, там много всего! и на русском и на других языках . есть даже специальная тема Иностранные языки. там все для скачивания выкладывают.

shilko аватар

Маша спасибо огромное! Bravo Bravo

Людмила аватар

Мария, мы тоже занимались по этой методике целый год. Я несколько раз писала об этом:
Раннее развитие.
У меня были очень большие надежды. Я занималась точно по методике:
Учимся читать
Дочка "читает" все книги по которым мы занимались. Но это просто феноменальная детская память.
Произвольный текст доча читать не может.
А вот моя старшая дочка читает любой текст уже с 2,5 лет. Учила читать я ее по буквам, затем по слогам.

Мария аватар

Людмила, на форуме, где мамы занимаются этой методикой у большинства мам детки выходят в самостоятельное чтение и спокойно читают незнакомые слова. Про Дашу свою ничего сказать сейчас не могу. что это запоминание или уже чтение, но слово "пастушок" которое она прочитала на днях НИКОГДА ранее я ей не показывала.
Я повторюсь еще раз. Все дети уникальны и к ним нужен индивидуальный подход. Раньше всех учили читать по буквам и все учились. Сейчас выбора больше. Просто каждый выбирет то, что ему ближе, а при грамотном подходе любая методика рано или поздно даст результат Happy

Ирина. Дневник мамочки аватар

Машенька, еще раз поздравляю с новыми приятными успехами!
Я тоже за Домана Winking И тоже поддерживаю, что не должно быть картинки со словом на одной странице. Ребенок тогда слова совсем не видит. А, к сожалению, часто продаются "карточки Домана", где под картинкой написано слово. Мы читали карточки со словами и картинками поочередно, и составляли свои презентации. Некоторые презентации отпечатаны, некоторые читаем с компьютера.
Кстати, наше умение читать частично связано и с тем, что дочка сама набирала слова для презентаций. Произнося слово вслух по нескольку раз, по буквам вписывала слово.
Спасибо, что поделилась своим опытом. Уверена, он поможет многим при обучении ребенка любому языку!

Людмила аватар

Мария, я с тобой полностью согласна. Каждый ребенок индивидуален и любая методика рано или поздно даст результат. Ключевое слова в данном случае может быть поздно. Маша, ты всколыхнула мою наболевшую тему. Пишу пост Happy

Мария аватар

Людмила, "поздно" вопрос относительный. Например, ребенок зачитает не в 2, а в 5 или в 6. поздно? мне кажется что нет. Или умножать начнет не в 4 года а в 1 классе, тоже все нормально. Мы сами завышаем рамки, а потом, если деткам не удается их поддерживать, сами расстраиваемс. Мне кажется, что нам всем надо проще смотреть на это. Зачитал - супер, молодец, нет - не беда, главное, что ребенку нравится играть с мамой и он счастлив! Вот в чем суть Happy

Ирина. Дневник мамочки аватар

Маш, я полностью с тобой согласна и в душе считаю так же.
Но, Боже, как же порой сложно взять себя в руки и не требовать!
Иногда так хочется видеть результат! Он хоть чуточку стимулирует продолжать заниматься в том же темпе.
Со стороны подругам я постоянно повторяю: "Не дави, все придет, когда придет время!". А у самой зубы сжимаются и сердце останавливается, когда хочется увидеть хоть какой-то прогресс!
Я показывала карточки Марианне, мы с ней много читали, писали, играли с буквами и словами. Я иногда просила прочитать хоть малюсенькое словечко, но упиралась в "Не хочу". Тогда я взяла себя в руки и постаралась забыть дурацкую просьбу "Прочитаешь?". Через пару месяцев, Марианна сама открыла польско-русский словарь, лежащий на столе, и прочитала заголовок на странице "А-АО-АОР-АОРТА". Я чуть не упала на пол. До этого она читала крошечные словечки по памяти, или которые подходят по смыслу. Но аорта - это было первое самостоятельно прочитанное слово.
И мне полегчало на один момент! Потому что дальше, я прямо почувствовала, как в голове появилась птичка возле пункта "Читаем" и появился следующий пункт "Техника чтения", когда очень захотелось насесть на развитие полученного умения. Хорошо, что вовремя остановила реализацию этого пункта, и очень постаралась о нем забыть, понимая, что убью в ребенке радость чтения.
Поэтому мы продолжаем читать, играть со словами, играть в разные игры. Делать то, что делали и раньше, только сейчас это получается интересней.

Людмила аватар

Ирина, а сколько лет Марианне?

Ирина. Дневник мамочки аватар

Через месяц будет четыре.
Читать по маленьким словам начала еще год назад, писать и то раньше. А аорта была пол года назад Happy

Людмила аватар

Ясно. А нам 3года 3 месяца. Маша, ты молодец, остановилась только на карточках. У меня и осадок неприятный остался, что каждый день пару часов приходилось из карточек составлять словосочетания и предложения. Что-то мне тоже захотелось попробовать вновь эту систему. Уже не ожидая скорых результатов, как раньше Happy

Мария аватар

Людмила. я словосочетания составляла, я только предложения не составляла. а на словосочетания у меня уходило минут 20 каждый вечер за просмотром фильма Happy
Я рада, что у вас желание проснулось попробовать еще разок

Людмила аватар

20 минут - это только словосочетания. А еще предложения - 40 минут. И мне не удавалось совмещать составление карточек с чем-то еще. Вечный поиск среди 2 тысяч слов. Ужас! Я теперь буду предложения - на принтере распечатывать. Тут точно мало времени потребуется.

Мария аватар

Так искать ничего не надо. Там все карточки пронумерованы, а на словосочетаниях подписаны какие номера нужны для его составления Happy

Людмила аватар

Мария, я с тобой совершенно согласно. Родители очень часто ждут от ребенка воплощения своих несбывшихся мечтаний. Действительно, самое главное, чтобы была любовь и все были счастливы! Удачи в освоении мира чтения!

admin Olga-ekb аватар

Маша, согласна с тобой по всем пунктам. Я как раз из тех мам, кто не торопится обучать ребёнка чтению. Если бы не желание Даши, мы бы не начали раньше четырёх. Но жизнь вносит свои коррективы, и вот в 3,5 дочкиных года мы уже приближаемся к середине английского алфавита. Причём, мы занимаемся не только буквами, но и звуками (которых, как известно, в английском алфавите целых 44), а также словами. Использую я и некоторые элементы методики чтения целым словом.

Мои записи в блоге на эту тему уже вылились в целый курс, начало которого здесь.