С чего начать домашнее обучение

Каждый раз, когда мне в сети задают конкретный вопрос о реальной жизненной ситуации, я немного теряюсь: ведь как можно давать советы, не видя человека и не слыша его английского. Поэтому в таких случаях, как вы наверняка заметили, я обычно или отвечаю в общем или ссылаюсь на свой предыдущий опыт.

Но недавно в комментариях под моим гостевым постом в блоге "Развивашка" мне был задан вопрос, на который я почувствовала, что могу дать развернутый и вполне конкретный ответ. Вот этот вопрос:

Мила: Оля, я в принципе ваша коллега, но в отличие от вас сапожник — без сапог. У меня не получилось обучить старшего сына английскому языку до школы. Правда там был ряд причин, но я так же понимаю и немного виню себя — ко всему можно приспособиться. Сейчас, когда растет маленький, а старшему нужна помощь в языке еще и в школе, хотелось бы наверстать упущенное. Подумываю над методом погружения. Но ввиду длительного «языкового-обучительного» отпуска, немного не знаю с чего начать, желательно удовлетворяя потребности и возможности обоих. Что посоветуете?

Мила, несмотря на то, что в моей преподавательской практике никогда не было двух учеников, с которыми я бы начинала занятия одинаковым образом - ведь характер каждого ребенка уникален - в какой-то мере я могу понять вашу ситуацию. Поэтому я постараюсь сейчас просто смоделировать возможное начало занятия с двумя разновозрастными детьми. Персонажи будут вымышленными, но не исключено, что у них будет некоторое сходство с моими реальными учениками. Дадим им имена для большей наглядности: назовем старшего мальчика Алексеем, а младшего - Васей.

Мама: Ребята, сегодня у меня есть для вас сюрприз. Это новая анимированная история (мультфильм), которую я нашла в интернете. Давайте посмотрим ее вместе (заранее выберите то, что, по вашему мнению, понравится вашим детям).

tick-sign.jpgВот несколько сайтов, на которых можно найти детские анимированные истории или мультфильмы, озвученные носителями языка:

Ну как, вам понравилось?
Мальчики: Да!
Мама: А я ничуть в этом и не сомневалась, поэтому и показала ее вам. Happy
Алеша: Мама, но я ничего не понял!
Мама: Правда? Ой, я же забыла вам сказать, что этот мультик на английском языке, на котором говорит ваша мама я (а вы не знали?) и на котором говорит множество других людей по всему миру. Василий, неси глобус - сейчас мы с вами посмотрим, где именно люди говорят на английском. … Смотрите, вот эта большая страна - Америка. Люди там, в отличие от вашей мамы, говорят только на английском и совсем не понимают русский. А еще на английском говорят в Великобритании, Канаде и Австралии. Если вы решите поехать в одну из этих стран (ну, например, посетить Диснейленд), вам придется выучить английский, чтобы иметь возможность общаться с местными детишками.
Мальчики: Да-да, мы хотим в Диснейленд! Давайте изучать английский!
Мама: Хорошо, я не против. Завтра же и начнем.
Алеша: А почему завтра?! Давайте начнем прямо сейчас!
Мама: А на сегодня уже достаточно: вы и так узнали много нового. Вот, например, ты, Алеша, скажи мне, в каких странах люди говорят на английском?
...

На следующий день (нам понадобится письмо, куклы Маша и Петя и несколько фотографий):

Мама: Мальчики, вам письмо! Ой, надо же, оно на английском! Кто это мог вам написать?!
Мальчики: Мама, читай быстрее!
Мама (читает): "Hello, Alyosha and Vasya! How are you? My name is Nick. I live in America. Here is my photo. I will be waiting for your letter. Bye." Ну что, все поняли? Давайте проверим. (далее мама переходит на английский - начинается погружение в язык) Hello. (машет рукой) Hello, Alyosha! (жмет руку Алеше) Hello, Vasya! (жмет руку Васе) Hello, Petya! (жмет руку игрушке) Now you say hello to Petya.
Алеша: Hello.
Мама: Fine! How are you? How are you, Petya? ~ I'm fine, thank you. (изображает Петину радость) How are you, Masha? ~ I'm fine. How are you, Alyosha? Fine?
Алеша: Fine.
Мама: Great! My name is Natasha. (называет свое имя) What is your name? ~ My name is Petya. What is your name? ~ My name is Masha. What is your name?
Алеша: Alyosha.
Вася: Vasya.
Мама: Good! I live in Russia. Where do you live, Petya? ~ I live in Russia. Where do you live, Masha? ~ I live in Russia. Where do you live, Alyosha? Where do you live, Vasya?
Мальчики: Russia.
Мама: Here is my photo. (повторяет эту фразу несколько раз: сначала от своего лица, потом от лица игрушек) And where is your photo? … Here is your photo! Great! Bye. Bye, Petya! ~ Bye! Bye, Masha! ~ Bye! Bye, Alyosha! Bye, Vasya!
Мальчики: Bye!
Мама (переходит на русский, заканчивая погружение в язык): Ну вот, теперь вы легко поймете письмо, не так ли? Ведь Ник будет ждать от вас ответа. Он так и пишет: "I will be waiting for your letter." Давайте прочитаем письмо еще раз, а завтра будем писать ответ.

По окончании занятия можно поставить детям простую песенку, содержащую хотя бы некоторые знакомые им теперь слова и выражения. Это закрепит в сознании детей ситуацию успеха: Вау, да я теперь кое-что понимаю по-английски! Например, эту:

Вот мы и рассмотрели, как можно невзначай начать обучение английскому разновозрастных детей. Конечно, возможна и масса других вариантов. Но общим будет одно: при применении метода погружения новая лексика вводится и объясняется средствами одного языка, не прибегая к переводу. Каждый день словарный запас ребенка будет расширяться и погружению в язык можно будет посвящать чуть больше времени.

Не забудем мы и про один важный нюанс. В нашем примере дети охотно сотрудничали с мамой. В реальности же далеко не каждый ребенок заговорит с первого занятия. Относитесь к этому с пониманием и ни в коем случае не давите: ведь каждому ребенку необходимо разное количество времени на усвоение. В конце концов, ничего страшного не случится, если в первые несколько дней вы будете разговаривать сама с собой, не так ли?

А теперь давайте обсудим теоретические положения нашего гипотетического занятия. По-моему, мы учли в нем все важные предпосылки успешного старта:

  1. Замотивировать ребенка. Сделать так, чтобы инициатива изучать язык исходила от него.
  2. После занятия ребенок должен оставаться слегка "недокормленным" и просить "добавки".
  3. Повторять новый лексический материал несколько раз, а после этого дать ребенку возможность самому проговорить изученные слова.

Мила, надеюсь, я смогла ответить на ваш вопрос и ваш старт в обучении детей станет легким. Хочу добавить, что отличная идея для домашнего обучения – проведение тематических занятий. У нас в клубе вы сможете не только прочитать об этом формате более подробно, но и присоединиться к дружному коллективу мам, участвующих в проекте "Английский с мамой". Удачи!

Мила аватар

Оля, спасибо огромное! Очень помогли. Думаю с вашей помощью Happy внедрю английский в обиход. И сама вспомню, как это общаться. А то все только переводы...
Фотографии от "гостей" в вашем примере - это фото городов и природы Америки? Или лучше подобрать фото англичанина?
Спасибо!

admin Olga-ekb аватар

Мила, буду искренне рада, если мои идеи смогут оказать вам реальную помощь.

А насчёт фотографий - вообще-то, я имела в виду фото участников диалога, т.е. самой мамы, куклы Маши и куклы Пети. А мальчики в ответ показывают свои фотографии. Но, конечно, можно показать и фотографии городов и, соответственно, изменить текст письма.