Как узнать своего ребёнка с помощью методики Монтессори

У каждой мамы есть свой взгляд на воспитание ребенка. В своей голове мы носим разные списки приоритетов. Конечно, все родители мечтают о добром, умном и здоровом ребенке, но в этот образ мы вкладываем много разных акцентов, навыков и отдельных добродетелей. Да и дети все разные, в них изначально заложены совершенно разные способности.

Когда я была первый раз беременная, то много размышляла, каким будет мой ребенок. Тогда я занялась поиском методик раннего развития. Я никогда не думала о навязывании ребенку знаний, а скорее о том, как вовремя разглядеть заложенные в нём таланты, узнать его личность. К тому же, для меня важно воспитать в малыше самостоятельность и уверенность в себе. Моя мама приучала меня к самостоятельности с раннего детства. За это я ей благодарна. А вот с уверенностью в своих силах были проблемы. Happy

Мне сразу понравилась методика раннего развития Марии Монтессори, хотя немного позже я прочитала много критики в её сторону. Минусы, присущие педагогике Монтессори, на самом деле, не настолько весомые, чтобы отказываться от всех её преимуществ. Да и в домашних условиях Вы запросто можете корректировать и смешивать принципы разных подходов развитию и воспитанию ребенка.

Использовать Монтессори дома мне помогли зарубежные блоги, поскольку эта методика активно развивалась и успела широко распространиться в США за 100 лет. Многие американские родители не отдают своих детей в детский сад, занимаясь их обучением дома. Мало того, по статистике в США 2 млн. детей школьного возраста обучаются дома. Соответственно, опыт воспитания «домашних» детей у них куда больше. Я не собираюсь отказываться от школы, а вот в детский сад пока не собираемся.

Вот несколько зарубежных Монтессори блогов, которые я читаю:

Что же именно мы взяли для себя от методики развития Монтессори?

Первое и самое важное – уважение к личности ребенка, его особенностям, характеру. Это значит, что мы стараемся увидеть хорошие и плохие стороны наших малышек, помогать им развивать хорошие. Мы стараемся давать им участвовать в жизни семьи, спрашиваем о делах старшую дочку, хотя ей всего 2,3 года. Она хорошо разговаривает и часто рассказывает папе о нашей прогулке, о занятиях или походе в магазин.

Второе – настоящие предметы быта. Монтессори призывает учить ребенка пользоваться настоящими вещами, не заменяя их игрушечными. У нас, конечно, есть детская посудка и подобные классические игрушки, но мы точно не будем тратиться на игрушечную кухню или стиральную машинку.

Сейчас малышка «убирается» в квартире обычной короткой метлой, совком, тряпкой для пола или перчаткой для пыли, пробует стирать какую-нибудь маленькую вещицу в порошке, наливает воду из мерной чашки с носиком в обычные стаканы, играет с тестом и формами для теста. В супермаркете около нашего дома есть детские тележки и дочка возит в них продукты, пока я скупаюсь. Мне нравится, что она мне помогает, как может, очень старается и чувствует свою значимость.

Третье – сенситивные периоды. Это понятие ввела Мария Монтессори. Наблюдая за детьми, она заметила, что в определенные периоды развития ребенка ему лучше даются те или иные навыки и умения. Эти периоды нужно знать и использовать:

  • от 0 до 6 лет – восприятие новой информации, сенсорное развитие.
  • от 1,5 до 3 лет – ребенок воспринимает язык, его структуру и грамотность. В этот период нужно много и правильно разговаривать с малышом.
  • от 1,5 до 4 лет – развитие координации движений, мелкой и крупной моторики.
  • от 2,5 до 6 лет – активный период адаптации к окружающей среде, а также развития коммуникационных навыков.
  • от 2 до 4 лет – восприятие порядка и режима.
  • от 3 до 6 лет – копирование поведения взрослых. Таким образом, дети учатся понимать мир.
  • от 4 до 5 лет – очень развито владение своей рукой. Прекрасный период, чтобы учиться писать и рисовать.
  • от 4,5 до 6 лет – ребенку легко дается чтение и математика.

Это не означает, что не стоит учить буквы до 3-х лет и не брать в руки кисточку до 4-х лет. Просто все предыдущие усилия, скорее всего, в этот период дадут максимальный результат. Поэтому под рукой должно быть все необходимо. Зная это, мы сделали для малышек стеллаж, на котором сложены игрушки. Теперь они видят, как игрушки должны лежать. Нередко бывает, что старшая дочка, наигравшись, кладет вещи на место, бывает и наоборот – всё разбросано по квартире. Но благодаря стеллажу, порядок воспринимается визуально. Если игрушка не на месте, это очень заметно.

stellaj.jpg

Четвертое – Монтессори материал. Эти игрушки разрабатывались очень внимательно и прошли испытание временем. Такие простые вещи, как розовая башня:

pink-tower.jpg

блоки с цилиндрами-вкладышами:

Cylinders.jpg

цифры из шершавой бумаги:

Numbers.JPG

помогают ребенку наглядно увидеть и логически осмыслить конкретные знания. Эти пособия ещё называют «игрушками с самопроверкой», потому что ребенок сам видит, что он сделал неправильно, а его внутреннее стремление к порядку и совершенству подталкивает его к выполнению задания правильно.

Это, конечно, далеко не все преимущества методики раннего развития Марии Монтессори, но именно эти пункты мне нравятся больше всего. Я стараюсь узнавать об этой методике всё больше и больше, потому что за долгое время следования её принципам я вижу результаты и они меня радуют.

Саша Кучер, автор блога «Расти умным!».

admin Olga-ekb аватар

Саша, спасибо за интересный рассказ о вашем опыте!

А нашу историю знакомства с методикой Монтессори вовсе нельзя назвать гладкой. Мы с дочкой начали ходить в школу развития по системе Монтессори, когда Даше было меньше года. На первом занятии мне всё понравилось: обилие материалов, для каждого из которых выделена своя полочка; каждый ребёнок вместе с мамой играет с выбранным им пособием на собственном коврике и не заступает на чужой; после каждой игры обязательно нужно убрать за собой, положив материал на место. Но придя домой, дочка устроила истерику. Я тогда не связала это с занятием.

Через неделю мы снова пошли в школу - повторилась та же история. Всего мы сходили на занятия 4 или 5 раз - и теперь я уже точно знала, что Дашины слёзы связаны с типом подачи материала в школе. Мы перестали ходить на занятия, но я не переставала анализировать, почему так произошло.

И теперь, спустя пять лет, я понимаю, что Даша была права: есть что-то неестественное в том, чтобы постигать новую информацию на своём коврике в изоляции от тех, с кем ты находишься рядом. Кроме того, получилось, что мы платили деньги лишь за пользование материалами - человеческого участия учителя там не было: она лишь давала инструкции: "Не заступай на его территорию", "Верни эту игрушку на место, прежде чем брать новую". Получается, на её месте спокойно мог быть робот - и мне стало страшно от этой мысли. И я порадовалась, что мы оттуда ушли и, естественно, отвернулась от этой методики.

Но после знакомства с вашим опытом, я решила почитать о ней и, возможно, найти что-то полезное для себя. Ведь вполне может быть, что нас с дочкой оттолкнула не сама система Монтессори, а её интерпретация школой развития.

Несютина Ксения аватар

Ольга у нас тоже с Монтессори не сложилось. Я писала здесь - http://ideas4parents.ru/vospitanie-2/montessori-pedagogika.html

Хотя Глеб отходил сначала год на занятия, а потом пол года в садик на пол дня.

Но у меня были претензии другого рода. Нам как раз таки нравилось изучать все на своем коврике. Это не естественно для экстравертов, но очень органично для интровертов Happy

И насчет платы только за материалы. Это тоже по-моему не верный довод. Ведь в монтессори столько нюансов, столько воспитательных моментов и правил, очень много идей основанных на правильном свободном развитии. От педагога требуется оочень большая грамотность, знание психологии и основ развития, чтобы все было в духе Монтессори. Более того, после трех лет (а именно на этот возраст рассчитана классическая Монтессори система) начинается взаимодействие с педагогом - он презентует материал, объясняет, наталкивает на решения и так далее. Но конечно, это все делается если ребенок ГОТОВ к такому взаимодействию. А чтобы это понять, тоже надо быть хорошим педагогом. Так что я очень не согласна, что это плата только за материал и может справится робот -)

admin Olga-ekb аватар

Ксения, я помню твой рассказ.

К сожалению, в нашем случае всё было именно так, как я написала: я рада, что мы перестали ходить туда, чтобы пользоваться чужими материалами - вместо этого мы обзавелись своими собственными, в большинстве случаев сделанными своими руками.

Я ни в коем случае не говорю, что с преподаванием в стиле Монтессори может справиться робот - ты зря обобщила мои слова - я написала лишь о том, что в той конкретной школе, куда мы ходили, функция учителя сводилась лишь к раздаче инструкций.

Уверена, что сама Мария Монтессори была талантливым педагогом и к ней шли учиться с удовольствием. Но, как известно, копия никогда не станет оригиналом. Воссоздать её систему в первозданном виде - вряд ли кому-то по плечу такая задача. Поэтому мы и говорим здесь лишь о том, чтобы взять для себя только те моменты системы Монтессори, которые подходят и устраивают.

Саша Кучер аватар

Мы с малышкой не посещали Монтессори-школу, потому что у нас есть бабушкин детский центр и мы не хотим ходить куда-то ещё. Мое знакомство с этой методикой началось с обучающего семинара на базе детского центра, в котором есть Монтессори-комната для малышей до 3-х лет. Они немного рассказали нам о методике и как они организовывают занятия в комнате. А потом я увлеклась и начала искать на зарубежных сайтах, так как ничего интересного в русскоязычном интернете не нашла.

Вот несколько видео о Монтессори школах для разного возраста, начиная с "ползунков", заканчивая старшей школой.

http://www.youtube.com/watch?v=y0-z7-8loGc
http://www.youtube.com/watch?v=OM1Gu9KXVkk
http://www.youtube.com/watch?v=jqOyLBAzyFs
http://www.youtube.com/watch?v=RTpAILazPnM
http://www.youtube.com/watch?v=3MwuS377MpE
http://www.youtube.com/watch?v=RfGsQN1GlI0

Мне кажется, эти занятия значительно отличаются от Вашего опыта.

admin Olga-ekb аватар

Саша, спасибо большое за ссылки! Обязательно посмотрю все видео, потому как заинтересовалась системой.

Elenada аватар

Мне эта методика тоже нравится. Но я никогда строго не придерживалась ее. Из каждой методики нужно брать что-то свое, что походит именно твоему ребенку и перекликается с маминым видением воспитания. Создать развивающую среду можно и дома, без посещения специализированных центров.
А в России мне кажется вообще не так много специалистов, которые могут работать по этой методике. Ей ведь тоже нужно учиться. А у нас в каждом втором частном детском саду или школе раннего развития кричат о том, что используется система Монтессори. А на деле оказывается примерно так, как у Вас в развивающем центре.

admin Olga-ekb аватар

Лена, очень с тобой согласна. Честно скажу, мне всегда трудно доверять специалистам, которые работают исключительно по чьей-то (чужой, не своей) методике. Для меня это просто странно: как можно работать годами и не привнести в методику что-то своё, не видоизменить её под себя и не дополнить своим опытом в сочетании с опытом других направлений.

Благодаря слиянию умов, синтезу как раз и рождается лучшее. А упрямо придерживаться одной методики и быть закрытым для перемен - есть в этом какая-то однобокость, чрезмерное упрямство, цепляние за старое. На мой взгляд, это относится как к людям, так и к развивающим центрам.

Так что я за то, чтобы знакомиться с разными методиками и при этом брать для себя лучшее от каждой.

Людмила аватар

В свое время я была очень увлечена методикой Монтерссори. Но меня тоже отталкивала обособленность ребенка на занятиях в школе Монтессори.

Поэтому мы устраивали игры дома, используя подручные материалы.