Наш английский час

До декрета я работала в нескольких развивающих центрах - преподавала английский язык малышам от 3 до 8 лет. Я очень люблю свою работу и, во многом благодаря первому высшему психолого-педагогическому, мои ученики очень любят наши занятия, а родители восхищаются их успехами в поездках за границей, в школе или в чтении.

Когда родилась дочь, я и не думала заниматься с ней английским с пеленок. Не умею, не смогу, не за чем, думала я. Исполнится 3 года - и тогда все пойдет, как по маслу.

Скажу честно, что у меня не ахти какой уровень английского - я свободно говорю, читаю, понимаю любой аутентичный фильм, но по тестам выше upper-intermediate никогда не поднималась. Высшее образование (английский - это моя вторая специальность, поэтому вступительные требования, сами понимаете, были "лояльными") в качестве знаний мне ничего не дало. Английский я осваивала с родной тетей, которая занималась со мной в старших классах. Сейчас очень жалею, что прекратила заниматься с ней после 11 класса. Наверное, поэтому задачу взрастить билингва не ставлю перед собой и до сих пор. Однако английский вошел в нашу жизнь с самого рождения "играючи".

Естественно, что за 10 лет практики в моей голове скопилось бесчисленное количество рифмовок, считалок и Nursery Rhymes. И вот, в первые месяцы жизни дочки я делаю ей массаж, пою колыбельную, играю пальчиками, и сама не замечаю, как перехожу на английский. Смешно, но благодаря своей работе, мне оказалось легче разговаривать "играючи" со своим грудничком на английском, чем по-русски. Я даже спохватилась и распечатала себе тексты русских потешек, стала учить русские колыбельные и слушать песенки Железновых, чтобы как-то и про родной язык не забывать))

Когда дочке было месяцев 7, я стала играть с ней по-английски каждый день вечером перед сном. Просто озвучивала все, что мы делали по-английски, пела песенки и т.п. Если сильно уставала - включала ей по видео "Zippy and me" - единственное, что она соглашается (и до сих пор) смотреть по телевизору: там детки играют, поют, а вот мультики как-то ее вообще не привлекают (ну и слава богу). "Zippy and me" оказался для меня кладезем идей для новых игр с дочкой. Все, что она смотрит - мы обязательно проигрываем в живую.

Когда дочке было 10 месяцев, я познакомилась с Клубом Увлеченных Мам. Его создательница предложила мне вести рубрику Английский язык на сайте, и я попробовала. Это заставило меня не только систематизировать занятия с дочкой, но и пересмотреть свое отношение к английскому с пеленок. Как модно сейчас говорить, "теперь я делаю это осознанно". Особенно поразили исследования младенцев.

Я стала разговаривать с дочкой по-английски гораздо чаще: особенно когда никого нет дома (мы живем с папой и бабушкой). В неделю мне удается поговорить с ней 3-4 раза по часу (а то и больше!) и ежедневно 5-минуточками во время еды, купания, но сон грядущий и т.п.(даже если папа или бабушка рядом). То, что получается - радует не то слово. Сейчас Радуле почти год, а я уже слышала от нее up, hi, dog (не уверена, что это настоящие слова, но сказаны они были по делу), она понимает меня, когда я говорю give, clap, take, hands up, where's etc. Не всегда, но все чаще и чаще! И я понимаю, что оказываюсь свидетелем настоящего маленького чуда.

Сейчас я уже пришла к определенной системе в свое голове, как заниматься с грудничками (во всяком случае с моей обожаемой). Во-первых, нужно говорить с ними все то же, что говоришь и по-русски, но по-английски. Банальность, но весьма трудно реализуемая. Я специально училась менять памперс, баловаться и даже ругаться по-английски. Если я разговариваю с дочкой, и вдруг, не знаю, как что-то выразить - записываю. Вечером лезу в словарь, спрашиваю у заграничных друзей, как правильно, проверяю свои догадки в интернете. Могу сказать, что мой МАМА-словарик вырос за последние несколько месяцев на порядка 100-150 новых слов и выражений, что весьма прилично, как мне кажется).

Во-вторых, так как английский все-таки второй язык, нужно делать упор на базовые слова. Каждый раз, когда я погружаюсь с дочкой в английский я:

  • провожу экскурсию по квартире, называя окружающие предметы (лексика по теме "Дом")
  • прячем и находим предметы (предлоги местоположения)
  • играем с ее игрушками (лексика по теме игрушки и животные)
  • комментирую, что она или я делаем (действия, одежда)
  • рассматриваем части тела куклы, себя в зеркале (Части тела)
  • рассказываю про погоду за окном (Погода, природа)
  • рассматриваем фотографии (Семья)
  • играем в народные английские потешки, пальчиковые игры, слушаем песенки, колыбельные и т.п. - то есть как можно больше аутентичного материала- того, во что играют мамы с малышами в англоязычных странах. Благо, есть интернет и youtube. Мне также очень помогает двоюродная сестра из Канады: она работает в яслях и подсказывает тамошние "ладушки".
  • для каждого режимного момента я подобрала 2-4 игры, песенки и т.п. и сделала их ритуалами. Покушали - Yummy, yummy, yummy for my tummy, tummy, tummy! Ложимся спать - разминаю ей пальчики и пою про них песенку.
  • упор на самые простые речевые образцы It's..., What's this? There is... Where's? Are they..? etc.

Сейчас я очень боюсь пропасти, которая лежит между 1 и 3 годами. Я не работала с этим возрастом на занятиях по-английскому, и совсем не знаю, чего ждать. Пугают путаницей языков, смешением слов и истериками "Мама, не говори по-английски!"

Я не знаю, что у меня получится. Я надеюсь, что что-то хорошее и полна радужных надежд и ожиданий.
Огромное спасибо за такой замечательный сайт, где можно найти опыт других мам, так же влюбленных в английский, как и я. Для меня это необычайная поддержка и вдохновение.

Надеюсь, и я смогу оказаться кому-то полезной. Удачи всем нам!

admin Olga-ekb аватар

Дарья, с большим удовольствием прочитала ваш рассказ. Happy Стало так тепло на душе и почему-то сразу поверилось, что и не будет у вас вовсе никакой "пропасти". По-моему, при таком подходе, как у вас, от ребёнка можно ожидать только хорошего. Спасибо, что поделились своей историей.

И отдельное спасибо за стишок "Yummy for my tummy". Завтра же расскажу дочке - уверена, ей понравится. Happy

dafunya аватар

Спасибо)))стишок подсмотрела на dreamenglish.com Там много отличных песенок для малышей. В комментариях прочитала, что вы пишете книгу, у меня есть опыт издания - могу подсказать вам адреса редакторов, если нужно. А насчет обучения чтению мне больше всего нравятся программы starfall.com, funfonix на mes-english.com и оксфордский let's go phonics есть на рутрекере

admin Olga-ekb аватар

Да, с песенками Мэта мы давно знакомы. И "Starfall" дочка одно время увлекалась.

Спасибо за предложение, буду иметь в виду, если решу издавать книгу в печатном варианте.

роза береза аватар

Дарья, очень интересная статья.
Вы не могли бы более подробно написать, как играют в детсадах в Канаде, может поделитесь некоторыми интересными ссылками YouTube или легкими рифмовками.
Есть ли отдача от занятий в группе с 3-летними детьми или лучше индивидуальные занятия с преподавателем?
Фраза, мама не надо так говорить меня насмешила, у меня ребенок в два года постоянно так говорил, забудется и говорит по-английски, а когда я ему так же отвечаю - не надо так говорить. Я -хорошо, больше не буду. Он через минуту опять по-английски, меня смех берет. Это уже сформирована потребность, ее не вытравить. Я сколько раз бросала английский, он как бумеранг, все равно прилетит обратно.

dafunya аватар

Спасибо)))бумернаг...да-да))в этом что-то есть) из тех, что от сестры узнала - мои любимые "Roly Poly" и "Zoom zoom zoom Going to the Moon".

Хорошая подборка nursery rhymes на этом канале, как мне кажется: http://www.youtube.com/user/SuperSimpleSongs?feature=watch

А здесь их OЧЕНЬ много и есть караоке: http://www.youtube.com/user/musicfactorymusic/videos?view=1

На этом канале есть также подборка action songs:
http://www.youtube.com/watch?v=WphumMGa7Ms&list=RD02k50nwLbnDe8

Здесь несколько простых finger plays: http://www.youtube.com/watch?v=UxlNzQWuVP4&list=PL351C7FBEA1EFDC8C

И вообще канал хороший: http://www.youtube.com/user/childrenlovetosing?feature=watch

Если вы с nursery songs не знакомы, то начинать надо с этих: http://voices.yahoo.com/top-10-must-know-nursery-rhymes-3917616.html

Что касается отдачи - у меня она была, но с детьми работать надо уметь, а как правило, в центрах языковых с малышами мало кто это умеет - скажу честно. мне первое высшее помогает. и смотря чего вы хотите достичь. Если вы дома занимаетесь английским, то вам такая отдача "маленькой", я думаю, покажется. Я вела занятия в группах 4-5 человек, 2 раза в неделю по часу, дома с родителями - повторение новых слов, просмотр видео и слушание песенок. Результат к концу года: около 70 слов в активном словаре, строят сами предложения I can..I like...I've got...хорошо понимают речь учителя, отвечают на простые вопросы (базовые, What's this? да-нет), играют в знакомство, магазин, несколько народных игр, знают несколько рифмовок и песенок наизусть. Но при условии, что ходили постоянно. Те, кто пропускают часто, конечно, результатов не покажут. По программам занималась двум: сначала Шишкова Английский для самых маленьких, потом Happy hearts J.Dooley, V.Evans - разницы принципиально никакой, просто темы в разном порядке, на мой взгляд, и к Happy hearts подборка аудио-видео есть (на занятиях не использовала - дома смотрели слушали, что поняли-то поняли, дети не напрягались, родителям объяснила что к чему). Из дополнительного: песни dreamenglish.com, народные английские игры и потешки. методика игровая - и почти все занятие в движении и на английском, очень мало русского и очень много картинок-игрушек-песенок. Здесь буду выкладывать свои подборки игр, если интересно: http://razvivash-ka.ru/anglijskie-igry-domashnie-sorevnovaniya/

роза береза аватар

Спасибо за ссылки, все посмотрю. У меня была проблема, где достать материалы, сейчас дело сдвинулось с мертвой точки, и разобралась как качать видео с You Tube. Проблема только с иллюстрированными книжками. Happy hearts у меня ребенок в два года смотрел, ему очень нравилось.