Окончание онлайн-эксперимента

Вот и пролетел месяц с начала нашего онлайн-эксперимента: месяц интересный, насыщенный, деловой. Признаюсь, мне будет немного не хватать Лениных ежедневных записей в блоге, которые я всегда спешила прочитать и на которые торопилась отреагировать каждое утро, помня о нашей трёхчасовой разнице во времени.

А ученица в лице Лены, надо сказать, мне попалась очень прилежная и в то же время креативная - мечта любого преподавателя. За время моей репетиторской практики таких у меня были единицы. Поэтому неудивительно, что Лене удалось достичь всех поставленных целей.

Но к целям мы вернёмся чуть позже. Сейчас же я хочу рассказать вам, как прошла наша последняя встреча в скайпе. В начале встречи у Даши было не очень хорошее настроение, т.к. я оторвала её от игры в магазин. Но сказка "The Magic Porridge Pot", которую разыграли девочки, заставила её забыть про всё и смотреть с неослабевающим интересом.

Перед нами на экране появились рисованные декорации: дом Теда и его отца и лес. А уж пластилиновые человечки привели нас в полный восторг. Мама Лена рассказывала сказку: живо и весело, с задором и диалогами. И дочка Катя тоже не подкачала: в нужных местах она без запинки рассказывала волшебные слова в стихах. Даша не могла удержаться и тихонько вторила Катюшке. Каждый раз, когда по сценарию горшочек начинал варить кашу, Катя дула в коктейльную трубочку, создавая пузырьки в кастрюльке с водой. Представление закончилось нашими с Дашей бурными и искренними аплодисментами.

porridge-pot.jpg

После этого наши четырёхлетки немного поговорили между собой (по-русски), а затем я проверила, как Лена усвоила "other/another", дав ей довольно много предложений на перевод с русского. Так что теперь я могу со спокойной душой отпускать свою ученицу: тема на 80% усвоена, а ту незначительную работу, которая осталась, Лена проведёт самостоятельно. Ведь теперь она знает, как это делать.

Обсудили мы и цели, которые Лена ставила себе во время первой встречи в скайпе. Их было четыре, и тогда они были сформулированы как проблемы:

  1. На подготовку занятий с дочкой уходило слишком много времени.
  2. Полного погружения в язык не получалось.
  3. Катя отвечала на русском.
  4. Грамматика и словарный запас представляли большую проблему.

Что изменилось за этот месяц? Я попросила Лену ответить на этот вопрос в комментарии, а пока я дам на него ответ со своей стороны:

  1. В течение этого месяца Лена практически ежедневно проводила занятия с Катей. При этом не одно из них не было подготовленным - все прошли спонтано. А о содержании и результатах этих занятий вы читали сами.
  2. Что касается полного погружения в язык, то мы много работали над этим и однозначно достигли положительной динамики. Думаю, Лена сможет привести процентное соотношение русской и английской речи в разговорах с Катей, к которому она пришла.
  3. Катя продолжает отвечать на русском. С другой стороны, она заговорила и на английском - просто зачастую это происходит не в те моменты, когда от неё хотят услышать английскую речь. Но так уж устроены дети: они дают отдачу в соответствии с ими самими установленными ритмами. И, как бы нам ни хотелось другого, давить на них нельзя.
  4. Грамматика и словарный запас - эти направления потребуют работы над собой в течение довольно длительного промежутка времени. Особенно словарный запас: его пополнение - это занятие на всю жизнь. Но мы с вами были свидетелями Лениных успехов по обоим направлениям. И, что радует меня больше всего, теперь она знает, как заниматься этим самостоятельно.

Что касается Лениной речи в целом, то она стала значительно увереннее, быстрее и богаче интонационно. А ошибок в ней стало намного меньше. И, самое главное, Лена научилась многие из них чувствовать.

Ещё один вопрос, который я хочу задать Лене, касается аудирования:

Лена, в течение месяца вы ежедневно слушали две записи: одна повторялась изо дня в день, вторая каждый день была новой. Что изменилось за этот срок в восприятии этих записей?

Кстати, раз речь зашла об аудировании, Лена, я хочу сделать вам прощальный подарок: это аудиокурс "How Now, Brown Cow?", который позволит вам окончательно поставить правильное британское произношение (высылаю на почту).

Естественно, прежде чем отпустить Лену, я хочу дать ей рекомендации, выполнение которых позволит ей не только поддерживать, но и повышать свой языковой уровень сейчас и в дальнейшем, уже без моей помощи:

  1. Прежде всего, это хорошие языковые привычки:
    • ежедневное аудирование
    • ежедневное чтение взрослой книги про себя без словаря
    • чтение вслух и пересказ детской книжки - 5 раз в неделю, по будням
  2. Работа над своим английским:
    • изучение грамматики, выполнение упражнений, отработка конструкций в игре с дочкой
    • пополнение своего словарного запаса за счёт лексики из детских книг, радиопередач
  3. Игры с дочкой в таком же режиме, как у вас это было в течение месяца онлайн-эксперимента

Уверена, вы справитесь. А если будут вопросы, мы всегда будем рады видеть вас на форуме. Happy

А для заинтересованных читателей, следивших за прогрессом девочек, у меня есть хорошая новость: Лена пообещала написать гостевой пост, в котором она расскажет их с Катей историю изучения английского языка с самого начала и до настоящего момента. Там же вы увидите и фото персонажей и декораций к сказке, которые мама с дочкой подготовили специально для кукольного представления в скайпе.

Смальницкая Ирина аватар

Оля, как быстро пролетело время! Хочу признаться, что именно этот эксперимент дал мне толчок! Раньше я просто размышляла, что здорово было бы, если бы моя дочурка знала бы английский язык ... Но после того, как я стала читать ваши ежедневные "занятия", всё изменилось! Я показала дочери, что можно еще весело играть и на английском языке. А это я увидела именно здесь; хотя наши игры намного скромнее, чем то, о чем я читала в ходе эксперимента. Так дочь теперь больше меня интересуется английским, и это стало для меня мощнейшим стимулом! Спасибо!

admin Olga-ekb аватар

Ирина, я очень рада, что благодаря эксперименту вы смогли начать действовать. Удачи вам в движении к своей мечте!

Elenada аватар

Месяц действительно пролетел очень быстро, и даже немного грустно от того, что эксперимент уже закончился. Работать с Ольгой и Дашей было очень интересно, приятно и, безусловно, полезно. Многое было сделано, и мы с Катей значительно продвинулись в изучении языка.

До начала эксперимента, наши занятия проходили очень редко и только после предварительной подготовки с моей стороны. В ходе эксперимента я с помощью Ольги поняла, что совсем не обязательно тщательно планировать ход занятий, и дочка с большим интересом играет в те игры, которые придумывает сама. Мне остается лишь присоединиться и комментировать все на английском. Также предварительная подготовка отнимала много времени, а тут все получалось спонтанно и без лишних временных затрат.

Также все наши занятия до эксперимента переводились на русский язык, чтобы объяснить дочке смысл сказанного, поэтому английская речь звучала еще реже. Примерно получалось 70% речи на русском и только 30% на английском. Благодаря беспереводному методу, мы с дочкой полностью погружались в язык и это практически не сказывалось на понимании. Мне пришлось учиться объяснять все с помощью жестов и картинок, но дочка все отлично схватывала и лишь изредка говорила, что она чего-то не понимает. Так что по поводу перевода - это только мои "тараканы", ребенок способен учиться и все понимать, слыша лишь английскую речь. Теперь мы практически на 100% отказались от перевода, а это значит, что наши игры и занятия проходят исключительно на английском.

Что касается Катиных ответов по-английски, то в диалог со мной она так и не включается, но ей доставляет большое удовольствие учить стишки, петь песенки и повторять фразы за диктором во время аудирования. Еще она любит говорить good bye, bye-bye, good night всем родственникам Happy Можно сказать, что дочка принимает изучение языка как что-то само собой разумеющееся. Меня это только радует.

Грамматика и словарный запас все еще требуют значительной работы, но теперь я уже не зацикливаюсь на этом, а просто в ходе игры отмечаю все свои пробелы, и восстанавливаю их в самостоятельной работе. Затем снова отрабатываю во время игры с дочкой.
Алгоритм самостоятельной работы мне теперь понятен, поэтому процесс самообразования сдвинулся с мертвой точки.

Аудирование - отличная языковая привычка, которую я сильно недооценивала. У меня всегда были проблемы с аудированием еще со школьных времен, поэтому к Ольгиному заданию я сначала отнеслась скептически. Мне гораздо проще воспринимать текст, когда я его вижу, на слух все гораздо сложнее. Приносить удовольствие аудирование начало, когда дочка подключилась к этому процессу. Во-первых, мне не нужно было больше выкраивать дополнительное время, во-вторых, меня очень вдохновило то, что она с легкостью выхватывает отдельные фразы и повторяет их за диктором.
Ежедневное аудирование принесло свои плоды. С помощью него мне практически удалось отказаться от попыток что-то перевести. Речь диктора стала более ясной и понятной, в воображении складываются картинки, иллюстрирующие повествование автора. Ежедневное прослушивание одной и той же сказки повлияло и на восприятие тех сказок, которые прослушивались впервые. Они стали восприниматься гораздо легче и смысл был понятен уже с первого прослушивания. Такой метод аудирования очень эффективен.

Впечатления от эксперимента у меня только положительные. Спасибо большое Ольге и Даше за их профессиональную работу. Они дали нам хорошую базу, научили заниматься самостоятельно, снабдили всем необходимым для дальнейшего развития. Мы обязательно продолжим систематически заниматься, улучшая свои навыки. Надеюсь, что в недалеком будущем и Катя станет билингвом Happy

admin Olga-ekb аватар

Лена, мы с Дашей очень рады, что смогли вам помочь. Happy По-моему, у нас с вами практически сразу установилось взаимопонимание и мы настроились на волну друг друга. Благодаря этому всё сложилось так гладко (вообще, довольно редкий случай) и мы можем сказать, что эксперимент удался. Спасибо за подробный развёрнутый ответ на мои вопросы и приятное сотрудничество.

Ничуть не сомневаюсь, что с такой трудолюбивой и творческой мамой Катюша вырастет билингвом. Happy

Zelya аватар

На меня произвело огромное впечатление прилежание Лены и ее дисциплинированность. С таким отношением можно многого добиться. Успехов!

Elenada аватар

Зеля, спасибо Happy Будем стараться Happy

Виктория-Счастливая мама аватар

Девочки, спасибо вам за такой познавательный и интересный эксперимент.Я почерпнула для себя много нового.