Приветствую всех. Меня зовут Елена, а мою дочку Катюша. Нам посчастливилось стать участниками онлайн-эксперимента с Ольгой и Дашей.
Вчера прошла наша первая беседа в скайпе и Ольга попросила меня ответить на следующие вопросы:
- Как мы проводили занятия с дочкой до сегодняшнего момента
- Какие сложности возникают в процессе совместного изучения языка и какие вопросы возникают на данном этапе
- Сколько времени мы готовы посвящать занятиям ежедневно.
1. Наши занятия.
Итак, на данный момент Катюше 4 года. Первые наши занятия мы стали проводить, когда ей было около 3 лет. Затем, когда Ольга стала организатором проведения тематических дней, стали заниматься более углубленно и регулярно.
Чаще всего в наши занятия входило чтение книжек на английском языке. В процессе чтения, я объясняла Кате значения слов, фраз и предложений (переводила на русский). Затем, когда смысл прочитанного был понятен, при последующем чтении я задавала ей вопросы по тексту. Например, такие "Show me...", "Where is...", "Who is it", "What color is...", "Let's count" и т.д.
В конце книжек обычно предлагались какие-нибудь игры, направленные на закрепление материала. Тут я подбирала те, с которыми мой ребенок мог справиться. Например, игра-бродилка, где нужно кидать кубик (мы отсчитывали шаги на английском), а затем нужно было представиться тем животным или насекомым, которое выпадало. Например так, "Hello. I'm frog". Далее немного усложняла задание. Нужно было не просто представиться, но и сказать, что умеешь делать. "Hello. I'm frog. I can jump" и т.д.
Просмотр мультфильмов на английском языке. Здесь я старалась подобрать такие мультики, которые она уже видела на русском языке не раз и практически знала наизусть фразы, которые говорят герои. Например, "Финли-пожарная машина", "Паровозики из Чаггингтона". После просмотра мультфильмов мы их никак не обыгрывали и не обсуждали.
Еще регулярно смотрим мультфильмы из серии "Magic English" Disney. Но их тоже крайне редко обсуждаем, что называется "посмотрели - забыли".
Еще я показывала ей английские песенки, под которые нужно было делать упражнения. Например, песенка "Head and shoulders, knees and toes"
Также проводила тематические дни, когда в течение одного дня я старалась по максимуму общаться с дочкой только на английском (конечно, весь день разговаривать на английском было нереально и в общей сложности выходило за день часа 2)
2. Сложности в изучении языка.
Самый главный тормоз для меня - это необходимость тратить много времени на подготовку занятий. Т.к. мой английский далек от совершенства, приходится планировать каждое занятие очень тщательно, чтобы как можно меньше путать ребенка и давать ей правильную информацию: правильно и четко проговаривать все слова, употреблять правильное время (иногда скажу предложение, затем понимаю, что сказала неправильно, начинаю исправляться, проговариваю еще раз и т.д. В итоге получается несколько разных вариантов). В общем спонтанность в наших занятиях - дело опасное
Проблема с подготовкой снижает мой собственный интерес и мотивацию и соответственно это сказывается на ребенке. Она видит, что мне неинтересно, и тоже не проявляет желания что-то изучать.
Еще одна проблема - нет полного погружения в язык, что на мой взгляд необходимо для того, чтобы ребенок был билингвом. Т.е. чтобы объяснить смысл, я все перевожу на русский, потому что мне так проще и я сразу вижу, что ребенок все правильно понял. Если пытаюсь показывать картинки, у меня нет уверенности в том, что дочка все понимает правильно. Особенно большие сложности возникают, когда нужно объяснить смысл предложения.
В связи с этим возникает вопрос, как организовать занятия с полным погружением, чтобы дочка понимала, о чем идет речь.
3. Время на занятия.
На время онлайн-эксперимента я дала себе обязательство проводить по 1 часу занятий английским ежедневно. По возможности, в субботу буду проводить максимальное погружение.
Лена, мне очень нравится ваш подход к делу на старте и то, как обстоятельно вы ответили на мои вопросы. Предоставленная вами подробная информация значительно облегчит нам работу.
Что касается количества выделяемого вами на английский времени, то час в день нам подходит идеально.
А теперь перейдём непосредственно к решению проблем, т.е. к пунктам 1 и 2. Ваши занятия с Катей организованы довольно логично - честно говоря, вы порадовали меня своим рассказом. Единственное, что мне не нравится - принимая во внимание ваше решение заниматься с дочкой методом погружения - это присутствие перевода на русский. Давайте на первом этапе (скажем, первую неделю-две) оставим в ваших занятиях всё, как есть, с одним исключением: вы откажетесь от перевода.
Естественно, сразу же возникнут трудности - но это именно то, что мы ищем. Пожалуйста, зафиксируйте сегодня все случаи, где во время разговора с Катей вам захотелось перейти на русский и как именно вы вышли из этих ситуаций (объяснили жестами, дали дефиницию, показали картинку и пр. или всё-таки дали перевод).
И второй аспект нашей работы (основной на первую неделю-две) - это внимание маминому английскому, т.е. вашему. Мы сразу же начнём работу над теми ошибками (лексическими и грамматическими), которые я зафиксировала во время встречи в скайпе. На сегодняшний день я попрошу вас сформулировать разницу между глаголами "to begin" и "to become", выяснить, в каких структурах каждый из них употребляется (т.е. что после каждого может идти: существительное, начальная форма глагола (инфинитив), форма на -ing (герундий) и т.д.) и придумать по пять предложений на английском с каждым.
И ещё один лексический момент (грамматикой мы займёмся завтра): во время разговора вы употребили слово "courses" в значении "курсы" - именно так, во множественном числе, хотя речь шла об одним курсах. Пожалуйста, проработайте по словарю, в чём здесь ошибка. А после этого переведите эти предложения на английский (можно с помощью словаря):
И последнее на сегодня. С этого дня мы начнём внедрять в вашу жизнь хорошие языковые привычки. Одна из них - это ежедневное слушание англоязычного текста. На первых порах это нужно только вам, поэтому не пытайтесь привлечь Катю. Но если она захочет присоединиться - пусть, хуже от этого точно не будет. Слушать лучше вечером, перед сном: в это время мозг максимально эффективно записывает информацию. Слушайте в течение примерно 15 мин., просто позволяя английскому тексту проникать в ваше сознание и даже не пытаясь переводить (словарь в этом деле запрещён). Более подробно о таком аудировании я писала здесь.
Я вчера думала над тем, что именно предложить вам для прослушивания. Сначала хотела предложить курс фонетики, но потом передумала. Этот курс я обязательно порекомендую вам, но чуть позже: по окончании нашего эксперимента в качестве самостоятельной закрепляющей работы. А пока давайте лучше слушать детские сказки - они помогут вам быстро набрать словарный запас полезных для дочки слов. Я и сама их слушаю ежедневно, во время вечернего мытья посуды: как я уже написала выше, это хорошая привычка, которую нужно в себе всячески поддерживать. Выберите по этой ссылке то, что вам нравится (передачи можно скачать себе на компьютер; кроме того, каждая как раз длится 15 мин.): http://www.bbc.co.uk/podcasts/genre/childrens
Итак, Лена, ваше домашнее задание на завтра (желательно - ну, или когда успеете):
Если есть вопросы, задавайте их здесь в комментариях.
Удачи! У вас есть все предпосылки, чтобы решить поставленные задачи за месяц.
Здорово! Елене и Кате желаю успехов, а Ольге - мудрости.
С такими рекомендациями и другие мамы смогут подключиться к эксперименту, а не просто следить за вашими успехами. Спасибо за ссылку! Я забыла про этот ресурс, а ведь на кухне проходит много времени. За время готовки я не успею прослушать аудио-книгу, а вот короткие радио-программы буду слушать с удовольствием. Думаю, что для Эмилии - это тоже будет полезно.
Спасибо, Зелечка! Подключиться, наверно, вряд ли получится, но вот извлечь для себя что-то полезное - безусловно. Поначалу рекомендации всегда бывают довольно общими и более-менее одинаковыми для всех, а вот потом, по мере знакомства и более глубокого вникания в проблемы клиента и задания становятся всё более индивидуализированными. Во всяком случае, у меня никогда не было двух учеников, с которыми я бы занималась по одной схеме. Каждая история неповторима.
За ссылку - пожалуйста. Для нас с тобой там есть и другие полезные передачи и аудиокниги. Все они разбиты на короткие эпизоды, так что мыть посуду или готовить под них - самое то. Мне очень понравилась радиопостановка по Ч. Диккензу. Ещё могу порекомендовать великолепную передачу "Meet the Authors". Правда, это уже не в детском разделе.
Кстати, Зеля, я потеряла ссылку на детскую телепередачу и название забыла. Помнишь, ты как-то публиковала видео с YouTube в коллективном блоге? Повтори, пожалуйста, если тебе не сложно. Думаю, и Лене с Катей она пригодится.
Не нашла эту передачу в youtube. Когда перешла по ссылке из КБ, появился грустный смайлик. Возможно, доступ закрыт или видео удалили. В моем аккаунте на youtube сохраняются все ссылки на просмотренные мною видео, но в этом списке этой передачи тоже нет.
Как интересно! Читала об опыте Лены и в некоторых вопросах узнавала себя. Даже посетила мысль:"чем дольше язык изучаешь, тем лучше понимаешь, что ничего не знаешь". Спасибо огромное Оле за ссылку.Мы уже влюбились в Listen and play, The song tree. А переходить на русский хочется, когда не можешь ответить без подготовки. Одно дело дома порядки наводить, умываться, одеваться, готовить, рисовать и совсем другое - отвечать на вопросы о жизни и смерти или обсуждать проблемные ситуации. Девочки, успехов вам в таком важном деле!
О да, мы тоже обожаем "Listen & Play", а ещё "Playtime" и "CBeebies". Это просто чудо, что есть такие замечательные сайты, как BBC! Я безумно благодарна им за их политику и за то, как щедро они делятся материалами.
С интересом наблюдаю за вашим экспериментом! Очень интересная идея! Хотела поделиться ссылками на сайты с английскими сказками, думаю, многим это будет интересно. Вот целый список с ссылками,на который я на днях наткнулась:
http://elf-english.ru/2009/10/skazki-na-anglijskom-audioknigi-i-multfilm...
А это то, что мне особенно понравилось:
Здесь сказки читает сам автор - http://robertmunsch.com/books
Здесь - большой выбор аудио-сказок - http://thestoryhome.com/stories/
Спасибо, аудиоказки никогда не бывают лишними. Мы уже послушали несколько.