Счёты для игр своими руками

Приветствую! Вот и отгремели новогодние праздники и жизнь, незримо изменив ритм (ведь мы теперь на коне), а для кого-то и курс, возвращается в привычную колею. У меня есть много нового материала для вас. И начну я, пожалуй, с рассказа об игровом и в то же время учебном пособии, которое мы сделали вместе с дочкой. Я покажу вам наши счёты и, как обычно, предложу идеи, как их можно использовать.

У Даши есть детские счёты, позволяющие считать в пределах десяти, которые давно уже вышли из употребления за ненадобностью. Идея новых счёт пришла случайно - в процессе чтения необычной книги в формате 3D:

Факты в трех измерениях. Изобретения Факты в трех измерениях. Изобретения

Если древние люди считали на таких счётах, значит, и для ребёнка это самое то!

Abacus-1.JPG

The abacus (plural abaci or abacuses), also called a counting frame, is a calculating tool that was in use centuries before the adoption of the written modern numeral system and is still widely used by merchants, traders and clerks in Asia, Africa, and elsewhere. Today, abaci are often constructed as a bamboo frame with beads sliding on wires, but originally they were beans or stones moved in grooves in sand or on tablets of wood, stone, or metal.

Around the world, abaci have been used in pre-schools and elementary schools as an aid in teaching the numeral system and arithmetic. A bead frame with straight wires and a vertical frame is often seen as a plastic or wooden toy. (Wikipedia)

Для изготовления счёт нам понадобилось солёное тесто, проволока и 30 бусин - по десять каждого цвета. Через пару дней счёты высохли, были покрыты лаком и готовы к игре:

Abacus-3.JPG

Для начала мы с Дашей внимательно их рассмотрели и договорились, что сиреневые бусины будут представлять единицы (ones), голубые - десятки (tens), а розовые - сотни (hundreds). Мы посчитали:

One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten.
Ten, twenty, thirty, forty, fifty, sixty, seventy, eighty, ninety, a hundred.
One hundred, two hundred, three hundred, four hundred, five hundred, six hundred, seven hundred, eight hundred, nine hundred, a thousand.

Далее мы начали учиться откладывать на счётах двузначные (two digit numbers) и трёхзначные числа (three digit numbers): 38, 62, 123, 847... Это выглядело примерно так:

Thirty is made of three tens and eight.

или более научным языком:

In two digit numbers one digit represents the number of ones and the other represents the number of tens. The digit representing ones is placed at one’s place while the digit representing tens is placed at ten’s place. As in 62, 6 is at ten’s place having its value 6 ? 10 = 60 and 2 is at one’s place having its value 2 ? 1 = 2. ("Math-Only-Math.com")

Мы немного посчитали с помощью счёт - и Даша с удивлением обнаружила, что складывать двузначные и даже трёхзначные числа не так уж и сложно и страшно, как ей казалось раньше:

38 + 11 = 49
173 - 69 = 104

Теперь мы были готовы играть! Немедленно открылась школа снеговиков: мы написали на доске примеры - и наши снеговики отправились на урок математики. Считать получалось не у всех, но дочка им помогала, терпеливо объясняя каждому, как пользоваться счётами. За правильные ответы они получали снежинки:

Fairy-4.JPG

Счёты пригодились нам и для игры в магазин: ведь на каждом товаре был приклеен ценник и в роли продавца Даше приходилось считать, какую сумму я должна заплатить при покупке нескольких товаров. Кроме того, ей необходимо было высчитывать сдачу (в качестве денег мы использовали настоящие монеты, а также бумажки с написанными на них числами "100" и "1000"). А товары в магазине были представлены самые разнообразные: от книг до сушек, которые мы "испекли" из остатков солёного теста:

Abacus-4.JPG

А ещё с помощью этих счёт мы играем в кондуктора, но об этом я расскажу чуть позже. Их же можно использовать для математической игры "Sailor Sums".

А вы пользуетесь счётами для обучения детей математике?

P.S. Наши идеи участвуют в проекте Натальи Чистоклетовой "Игра на Ура".

Дана аватар

Мы счетами почти не пользовались, как-то так сложилось, хотя и я и сын оба визуалы, и обычно ему легче понять концепцию, если ее можно рассмотреть со всех сторон и потрогать. Наши счетные палочки ты уже видела, а еще мы пользовались кубиками (вот такими: http://www.rainbowresource.com/proddtl.php?id=039816, они маленькие, где-то 10 мм каждая сторона), которые скрепляются вместе и из них по единичке можно складывать десятки, а из десятов сотни. А еще когда сын "пошел" в первый класс, у нас была вот такая команда помощников - математических гномов: http://quietdomesticity.com/?p=8939, там в посте есть ссылка на сказку, которой мы пользовались, может вам с Дашей пригодится, сын ее до сих пор вспоминает! По теме той же сказки я еще сделала радужный подносик (он в конце вот этого поста - http://quietdomesticity.com/?p=9116), с помощью которого тоже визуально очень легко обучаться понятию единиц, десятков и сотен. Еще мне очень нравились вот эти счеты, с их помощью очень легко анализировать число, ну и, соответсвенно им манипулировать, вот тут эти счеты видно: http://www.rainbowresource.com/product/sku/053065/8efec8faa681ccce25f98083, но в итоге сын начал частично заниматься математикой на сайте dreambox.com, а там очень похожие счеты в занятиях используются, так что я в итоге решила не захламляться.

Ваши счеты получились невероятно эстетичные, и какие-то очень девчачьи Happy Возьму на заметку для дочки, когда дорастет.

admin Olga-ekb аватар

Дана, очень понравились твои идеи с гномами и с разноцветным подносиком! Это просто чудесно, когда математику можно вплести в сказку. Обязательно сохраню себе ссылку на будущее.

Кубики тоже интересные - у нас их роль успешно заменяет конструктор Лего.

Elenada аватар

Принцип работы со счетами для меня до сих пор загадка Happy Помню в детстве у прабабушки и бабушки были счеты. Одни были большие, другие маленькие, и были просто огромные, на которых мы с братом катались, как на машине. Но вот игра в магазин с ними совсем не клеилась. Сколько родители ни объясняли, так я ничего и не запомнила.

admin Olga-ekb аватар

Лен, я тоже до конца не уверена, что использую счёты по их прямому назначению, т.к. в школе это был для меня тёмный лес. Но Даше наши самодельные счёты реально помогают, хотя в начале она и отнеслась к ним подозрительно: сейчас она уже ловко откладывает единицы, десятки и сотни; с небольшой моей помощью складывает и вычитает двузначные числа и ведёт учёт денег в своей копилке. Happy