Когда в жизни ребенка впервые появляется математика? Возможно, в тот момент, когда мама, одевая малыша на прогулку, пересчитывает его пальчики: пять на левой ручке, пять на правой, а всего десять. А может быть, во время игры в магазин, когда маленький покупатель с удивлением узнает, что за две игрушки ему надо отдать четыре пластмассовые монетки.
Как бы то ни было, математика присутствует практически в любой деятельности растущего человека. И вот ребенок уже сам просит включить элементы математики в его игровую деятельность, а его любимой игрушкой внезапно становятся счетные палочки или счеты. Именно такой период настал у нас.
Дочка любит решать примеры и с удовольствием делает это в любой ситуации: во время пеших прогулок, в дороге и дома. Сначала она складывала и вычитала, загибая пальчики, а теперь всё чаще делает это в уме:
How much is three plus two?
How much is ten minus three?
Что касается примеров посложнее, то их решать гораздо лучше получается, когда есть сюжет - особенно, когда речь идёт о самой Даше и о чём-то вкусном:
Dasha had ten sweets. Her cousin gave her two more sweets. How many sweets has Dasha got now?
Поэтому решение примеров мы часто сопровождаем рисованием: в машине у нас всегда живёт мел и маленькая доска, на которой мы рисуем сюжеты наших математических историй. Когда задачка решена, я обычно прошу дочку записать её цифрами.
А когда под рукой пластилин, можно изобразить на листе бумаги яблоню - да не обычную, а математическую:
This is an apple-tree. But if you think it's just an ordinary apple-tree, you are mistaken. It's a counting apple-tree.
Once upon a time there lived an apple-tree. It was very young and it had only one apple in it. But later on two more apples grew. How many apples were there now?
The apple-tree grew fast. Soon there were two more apples in it. How many apples were there now?
By the time autumn came five more apples had grown in the tree. How many apples were there now?
The autumn was windy. One day the wind was blowing so hard that it blew three apples off our apple-tree. How many apples were there now?
Вот уже и Даша подключилась - рассказывает мне историю своего дерева и задаёт вопросы:
Теперь можно переходить к настоящим задачкам, которые решают дошкольники в англоязычных странах:
- Rebecca had five fish in her fish tank. She bought three more fish. Draw a picture and write a number sentence to show how many fish she has now.
- Five children were playing a game. Three more children came to play with them. Draw a picture and write a number sentence to show how many children are playing now.
А найти такие задачки можно, например, на сайте "Math Worksheets 4 Kids": Math Word Problems Worksheets. Они прекрасно стимулируют дальнейший интерес к счёту:
А как вы занимаетесь математикой?
P.S. Наши идеи участвуют в проекте Натальи Чистоклетовой "Игра на Ура".