Урок 2: Letters Ll, Mm, Nn, Rr (начало)

Сегодня, после предпраздничной суеты и новогодних каникул, мы с дочкой наконец-то вернулись к нашим буквам. Даша соскучилась по ним и была полна энтузиазма. Я же опасалась, что из-за большого перерыва она могла забыть пройденное, и мы решили проверить.

Утром мы достали наши три конверта: с буквами, звуками и словами. Даша разложила карточки на диване. Я стала поочерёдно показывать на изображения букв и звуков и задавать вопросы:

What letter is this?
Is it a small letter or a capital letter?
What sound is this?
Whose sound is this?

К моей радости, дочка показала те же результаты, что и раньше: она безошибочно назвала все буквы и нашла их звуки, но по-прежнему затруднялась с произнеснием звуков.

Потом мы перешли к словам. Даша назвала каждую букву каждого слова, я помогла ей прочитать слово целиком. После этого, по дочкиной инициативе, мы решили найти буквам слова. Даша сказала, что у букв не может быть друзей среди слов, и я не могла с ней не согласиться. Мы посмотрели, на какую букву начинается каждое слово, и положили слово рядом с его начальной буквой. Даша с удивлением отметила, что у нас нет ни одного слова на букву "A". Мы попытались вспомнить слова, начинающиеся с "А" и состоящие из изученных нами букв, но предлог "at" Дашу не устроил, а слово "ad" я вводить не стала.

Такой прогресс в ходе дочкиных мыслей подвёл меня к тому, что пора вводить различия между гласными и согласными. Я сказала ей, что буквы, как и звуки, бывают разными и отметила, что одни из них называются "vowels", а другие - "consonants". Мы посмотрели на наши звуки и я обратила Дашино внимание, что гласные звуки у нас красного цвета, а согласные - тёмного. Более подробно о различиях мы поговорим в следующий раз.

Dictation.jpgВечером Даша стала писать буквы (она часто это делает: пишет "списки покупок", "списки дел" и т.д.). Её внимание привлёк сканер, и она попросила меня отсканировать её записи. Я тут же воспользовалась ситуацией и сказала, что сканер может отсканировать только безошибочно написанные буквы, и мы стали писать диктант. Это удалось дочке не с первого раза: она по-прежнему путает написание маленьких букв, хотя заглавные знает идеально. Когда всё было готово, Даша торжественно положила свой листок в сканер и очень обрадовалась, увидев копию на экране.

Моя маленькая лингвистка объявила, что она готова изучать новые буквы, и на этот раз я больше не могла откладывать волнительный момент знакомства. Мы распечатали карточки с новыми буквами и звуками* и Даша сказала, что она их знает. Это правда лишь отчасти: она действительно давно умеет писать букву "M" и знает её как мамину букву, но с остальными она не знакома.

Я позволила Даше посмотреть карточки, назвать цвета и даже попросила найти "друзей". Даша безошибочно пристроила маленькие буквы рядом с большими, ориентируясь по цветам, а я не переставала громко и выразительно удивляться: "Как?! Ты и эти буквы знаешь?! Вот это да!" Даша, окрылённая успехом, решила найти "друзей" и звукам - и сделала это легко и непринуждённо, благодаря похожей форме наших новых знакомых. Моё удивление не знало предела - как и Дашина гордость. Тем не менее, называть названия букв я не стала: во-первых, хочу дать дочке переночевать с ощущением успеха; во-вторых, всё-таки утро - лучшее время для введения нового материала.

На следующее утро настало время знакомства. Каждый из видеороликов ниже мы посмотрели дважды. Во время первого прослушивания Дашиной задачей было услышать название буквы, во время второго - слова, начинающиеся на эту букву.

Мы отметили, что звук "Mmmmm" мы произносим, когда нам вкусно:

Вспомнили, какие ещё слова начинаются с буквы "N":

Изобразили букву "L":

Потренировались делать язык чащечкой и произносить трудный звук [r]:

После этого мы достали наши старые буквы и разыграли ролевую игру "Знакомство". Даша положила все старые буквы в кружок и представила их новым. Потом новые назвали свои имена.

Hello! What is your name? ~ My name is T.
And my name is N. What do you say? ~ I say [t]. And you?

Даша достала карточки со словами, прочитала слова и раздала их буквам, с которых они начинаются. Новые буквы очень расстроились, что у них ещё нет слов, и Даша попросила меня напечатать им слова. Что я непременно сделаю.

Для первого представления более чем достаточно.

*Примечание. Члены клуба найдут карточки со звуками в прикреплённом файле.

Capital letters
Small letters