Учимся читать и писать: практика

Как ни странно, основной двигательной силой в обучении чтению и письму являюсь не я, а моя дочка. Она сама берёт блокнот с ручкой и начинает писать буквы, прося меня диктовать ей, что писать. Или ставит свой столик рядом с доской и приглашает меня поиграть в школу.

Прошло два месяца с тех пор, как мы начали изучать буквы и выучили первую партию. Чем мы всё это время занимались? Время от времени я показываю Даше карточки с нашими первыми словами и мы их читаем - медленно, звук за звуком - вернее, читаю я, а дочка повторяет за мной. Иногда я прошу Дашу найти знакомые буквы в названиях наших книг. А когда вижу слово, состоящее из изученных нами букв, непременно прошу Дашу его прочитать.

Дочка давно просит познакомить её с новыми буквами, но я не тороплюсь. Во-первых, ей ещё сложно даётся написание маленьких букв. Особые сложности вызывают похожие буквы: "p", "b", "d", состоящие из палочки и кружочка: она всё время уточняет, вверху или внизу находится кружочек и вправо или влево он смотрит. Во-вторых, она ещё не очень уверенно ориентируется в значках транскрипции.

Чтобы закрепить написание букв, я стала распечатывать Даше прописи, которые она заполняет с огромным удовольствием. Кроме того, дочка любит играть в школу. А задания в школе могут быть самыми разными. Например, учитель прикрепляет к магнитной доске слово, а ученик собирает это слово из значков транскрипции.

bad.JPG

Или ещё одно: учитель вешает слово на доску, а ученик должен написать это слово мелом.

tap.JPG

Интересно, а как вы учите детей читать и писать?

admin Olga-ekb аватар

Даше нравится учиться читать. Она смотрит на слово и называет первую букву, потом вторую. Самая большая трудность заключается в том, чтобы вовремя вспомнить, какой звук даёт каждая буква - она не может сделать это сходу и, соответственно, связать их в слова. Так что продолжаем работать над звуками.

Параллельно с этим я решила опробовать методику чтения целым словом, рекомендуемую для младенцев:

Сегодня во время очередной утренней пятиминутки, посвящённой буквам и звукам, я разложила перед дочкой карточки со словами и попросила её дать мне слово "pat", потом ещё одно и так до конца. Три попадания из шести!

shilko аватар

Оля, не могу не поделиться информацией, которую получила на только что прошедшем онлайн курсе по обучению англ языку дошколят (ведет Татьяна Лелека).

Выжимка из рекомендаций Татьяны:
1 ЭТАП: с2 до 5ти лет:
- чтение (вернее знакомство) со словом целиком (Доман и др.).
2 ЭТАП: С 5 лет и старше:
- знакомство с алфавитом
- чтение по звукам простых слов
- чтение по методу звуко-буквенного анализа (Зайцев, Мещерякова, Изжогина и др.)
- чтение по методу целого слова слов-исключений

У нас еще есть в запасе несколько лет для принятия решения, какой метод выбрать. Очень понравилось, как вы не спеша вводили буквы. Слежу за данной темой с вниманием Happy Ваша дочка умница! Мне так почему-то нравится, когда у детей ранний интерес к буквам. С раскрасками очень хорошая идея!

Оля, подскажите, пожалуйста, вы чтению на русском уделяете сейчас время? Если нет, почему решили сначала английскому дать предпочтение, и когда планируете русский вводить?

admin Olga-ekb аватар

Оля, спасибо, что поделились! Очень интересно. Правда, мне немного странно, что Татьяна рекомендует обучать методике чтения целым словом детей с двух лет - ведь в системе Домана речь идёт об обучении чтению по этой методике детей с рождения. В интернете есть многочисленные видео читающих младенцев. Вот одно из них:

Кстати, у нас в клубе есть специалист в этой области - Мария. Она практикует обучение дочки чтению по методике Домана с рождения - правда, на русском языке, но не в этом суть. Я попрошу Машу написать гостевой пост на эту тему - не знаю, согласится ли.

Теперь про нас. Я решила начать с английских букв - русскими мы пока специально не занимаемся, хотя Даша знает несколько. Т.е. если она спрашивает про русские буквы, я отвечаю, но не более того. Этому есть несколько причин. Во-первых, английских букв меньше и я думаю, после них Даша легче и быстрее запомнит русские. Во-вторых, ни для кого не секрет, что читать на английском гораздо труднее, чем на русском - так что я опять же надеюсь, что после английского Даша схватит чтение на русском на лету. В-третьих, я стараюсь успевать, прежде чем она вошла в возраст отказа: слышала, что многие дети начинают отвергать второй язык вплоть до полного отказа говорить на нём на некоторое время (даже в интервью здесь в клубе эта мысль звучала не раз).

shilko аватар

Оля, какое интересное видео Happy
Сколько же информации нужно переработать, чтобы принять правильное для себя решение. Вы молодцы! Смысл, действительно, есть начать с более сложного и переходить к простому.
Про возраст отказа - я думала, период непродолжительный. Вот ведь, учишь учишь.. Хорошо еще, что не нужно переживать, что язык забудется. Хотя наверное период повторного "вхождения" какой-то должен быть. Оля, спасибо, что напомнила. Я к этой информации относилась без особого внимания.

Мария аватар

Оль, так приятно прочитать про себя "специалист" Happy
По поводу статьи, напишу, ка ки обещала.
По поводу возраста 2-5 лет. начинать можно и в 2 и в 3 и старше, как говорит Доман, но чем позднее, тем эффекта может быть меньше. Все дети уникальны, поэтому яне хочу обобщать, но если начать с рождения или в 6 месяцев, 1 год. то эффект будет лучше, чем если начать в 2.
Не все дети начинают читать по такой методике, некоторым понятнее слоги или буквы, но мне чтение целыми словами ближе. Не буду вдаваться в подробности, оставлю это для поста. Но как бы вы не занимались, главное, чтобы это было интересно для ребенка и он не чувствовал давление на себе. а результат в любом случае будет!

admin Olga-ekb аватар

Маша, насчёт уникальности каждого ребёнка и вообще каждого человека согласна на 100%. Лично мне очень понравилось сочетать оба метода. Даша устаёт от чего-то одного, а чередование даёт ей необходимое разнообразие.

У меня такое ощущение, что она уже освоила и основы звуко-буквенного метода, и чтение целого слова - правда, не чувствует уверенности, т.к. навыки ещё не доведены до автоматизма. Когда я её прошу дать мне слово из списка, она начинает сомневаться и спрашивать меня: "Это?" Но если я не отвечаю и продолжаю настаивать на том, чтобы она быстро дала мне слово, она не ошибается.

С большим интересом почитаю о твоём опыте. Happy

shilko аватар

На курсе Татьяна делала упор на то, что сначала мы даем родную речь, а английский вводим с рождения дозированно. То есть малыш должен сначала начать говорить на родном языке, а затем только на английском. Все, что касается родного языка - в первую очередь, затем иностранный. Про карточки Домана с 2х лет до 5 - рекомендация вырвана мною немного из контекста, там противопоставляется метод звуко-буквенного анализа, раньше 5 лет вводить не рекомендуется.
Сколько людей, столько и мнений. Каждый выбирает свой путь. Оля, будем следить за вашими успехами! Happy
Мария, с нетерпением ждем вашего поста! Happy

admin Olga-ekb аватар

Оля, мой знакомый ребёнок-билингв первым освоил иностранный язык (для него это был французский), а потом только родной. Его мама - моя коллега и очень талантливый преподаватель - объясняет своё решение тем, что она с самого начала была уверена, что, живя в России, ребёнок не сможет не освоить русский. И оказалась права: в шесть лет мальчик прекрасно говорил на обоих языках, не путая их, и начал посещать курсы английского.

Поэтому фраза "малыш должен сначала начать говорить на родном языке, а затем только на английском" вызывает у меня недоумение. Почему малыш должен именно это? Честно говоря, я вообще не люблю заморачиваться чужими методиками - предпочитаю смотреть по ребёнку, к чему он готов и что ему интересно. Хотя о чужом опыте читаю с удовольствием и беру для себя то, что нашло отклик в душе. Абсолютно согласна с тем, что у каждого свой путь. Happy

shilko аватар

Оля, я думаю, ты не заморачиваешься методиками, потому что ты как рыба в воде, наверное сама в состоянии писать книги по методикам Happy Иначе быть не может, когда преподаешь столько лет, и к каждому ученику у тебя свой подход.
Ты абсолютна уверена в своих силах, когда еще такой пример перед глазами.
Мне оказался ближе метод обучения по несколько часов в день, то есть мы большую часть времени разговариваем на русском.
Я, честно говоря, тебе завидую. Нужно иметь большую смелость, как мне кажется, чтобы пойти по такому редкому пути - разговаривать дома на иностранном большую часть времени (я так поняла, что русский у вас остается за стенами дома и в присутствии других).. Твоя коллега абсолютно права, конечно, без русского малыш не останется. Просто лично мне во-первых и страшновато, и хочется русский давать самой. Хочется пока, чтобы малыш сначала на русском заговорил, а английский вытянем потихоньку.
Очень здорово узнать про положительный опыт у вашей коллеги! Может быть, мы с сыном выучим язык и попробуем по вашей схеме заниматься уже с появлением второго Laughing Нужно смелости побольше, а еще, действительно, надо смотреть на детей и подходить индивидуально.

admin Olga-ekb аватар

Несколько часов в день - по-моему, прекрасный вариант. Оля, я рада, что ты определилась. Happy Так получается более концентрированная порция языка. Когда полдня говоришь на иностранном языке, становишься менее разговорчивой - во всяком случае, у меня так.

Оля, если есть желание, ты можешь здесь вести записи в блоге о ваших занятиях и первых успехах. Ни в коем случае не настаиваю, но мне было бы о-о-очень интересно почитать. Winking

shilko аватар

Оля, спасибо за предложение! Сейчас мы пока занятия в полном смысле не проводим, только поем, танцуем, на примере игрушек учим части тела, одежду. Мне кажется, интереснее будет через полгодика, когда больше отдачи будет от малыша. Обязательно буду иметь в виду твое предложение поделиться Drink

admin Olga-ekb аватар

На самом деле, как я теперь понимаю, интересно бывает всегда. И я жалею, что не начала вести записи о наших занятиях с самого рождения Даши. Во-первых, записи (да ещё и с фото) - это прекрасный способ сохранить воспоминания. Во-вторых, собственные записи очень стимулируют - особенно когда читаешь о достигнутых успехах плюс ещё знаешь, что за вашими успехами следят другие. В-третьих, обмен опытом, который происходит в комментариях, бесценен - часто он открывает новые пути, о которых в одиночестве и не подумаешь. Как бы то ни было, я уважаю любое твоё решение. Happy

Наверно, мне просто безумно интересно, как другие занимаются английским с малышами - в моём ближайшем окружении нет ни одного человека, кто бы начал с рождения (в основном все ждут лет до пяти). И я активно ищу единомышленников. Happy

Мария аватар

Оль, согласна с тобой, что ведение записей. особенно публичных стимулирует и открывает такие горизонты, про которые ты и не задумывался Happy
По поводу единомышленников, на форуме Умницы очень многие мамы занимаются языком с рождения!ну или начинают до 1 года

admin Olga-ekb аватар

На форум Умницы уже как-то заглядывала по твоей наводке. Winking Эх, ещё бы найти время общаться на форумах...

shilko аватар

Оля, понимаю тебя очень. Поэтому и сижу постоянно на твоем блоге Laughing
Я на тренинге получила огромное количество информации, каким образом проводить уроки для маленьких, как то все легко так прошло, но самих материалов очень много. И у меня сейчас какой-то период, видно, отхода, что мы практически только разговариваем (кроме песен и танцев, уж больно танцевать полюбил карапуз Yahoo ). Как только у меня все немного уляжется и я начну упорядочивать уроки, делать их более концентрированными, то обязательно поделюсь здесь! Если к тому времени не созрею до собственного блога Happy
Мария, спасибо за наводку, нужно посмотреть.
Я, правда, тут дошла наконец до английского сайта твоего, Оля, а там пятерочка призеров -блогов, которые ты советуешь. Вот теперь совсем ни на что времени не остается. Как вы все успеваете, ума не приложу Thumbs Up

Мария аватар

Оль, это тебе на всякий случай ссылочка. Юля с Викой занимаются английским с 8 месяцев http://minevictorian.blogspot.com/2011/12/blog-post_11.html Юля про пособия там рассказывает и еще пост дальше про книги для малышей. может пригодится

admin Olga-ekb аватар

Спасибо, Маша! Обязательно загляну. Happy