Как сформировать стойкую мотивацию к изучению английского у ребёнка

Добрый день, дорогие авторы и читатели сайта! Сегодня я решилась, наконец, ответить на вопрос, который мне уже давно задают читатели: как создать и развить мотивацию к изучению английского у ребёнка. Хотя тема эта уже не раз так или иначе затрагивалась у нас в клубе, в этой заметке я постараюсь "причесать" и привести к общему знаменателю высказанные ранее и новые мысли.

Для начала давайте разберёмся с самим термином "мотивация". Приведу определение из "Википедии":

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Таким образом, замотивированный ребёнок не только ощущает потребность в развитии своих навыков говорения, чтения, письма и т.д. на иностранном языке, но и сам проявляет инициативу, чтобы эти навыки развивать. Чудесная картинка, не так ли? По опыту общения со многими родителями знаю, что, к сожалению, для большинства утопичная.

Между тем, отсутствие интереса ребёнка базируется на вполне конкретных действиях со стороны родителей - точнее, на их отсутствии. Ведь это так логично: если вы ничего не делаете для того, чтобы у ребёнка возникла мотивация к изучению английского, откуда взяться его интересу?

Я хочу, чтобы вы поняли меня правильно. Говоря о действиях, я вовсе не имею в виду обещание подарка в обмен на пятёрку по английскому - это не решение проблемы, а попытка обойти её. Запугивание и шантаж здесь тоже не помогут.

Так что же может замотивировать ребёнка к изучению английского языка? Прежде всего, это, конечно, поездки в англоязычные страны и общение с носителями языка. Когда ребёнок увидит, что его не понимают и что он выпадает из беседы, сила его мотивации вас удивит.

Но не расстраивайтесь, если у вас такой возможности нет. На самом деле - как показывает мой личный опыт воспитания ребёнка-билингва, а также опыт многих других родителей - это вовсе не критично. И прямо сейчас я дам вам в руки два безотказных инструмента для формирования стойкой мотивации к изучению английского языка у ребёнка.

Детские сказки на английском

Для создания мотивации вы можете знакомить ребёнка со сказками как в форме книг, так и в форме мультфильмов - а лучше в обоих вариантах - но имейте в виду, что вам придётся именно ЗНАКОМИТЬ. Просто прочитать книгу или включить мультик - это хорошо, но мало. Чтобы росток мотивации начал расти, нужны более активные действия с вашей стороны: СКАЗКА ДОЛЖНА ПРЕВРАТИТЬСЯ ДЛЯ РЕБЁНКА В ИГРУ.

Мы с дочкой часто разыгрываем сюжеты разных сказок. Что касается персонажей, то мы их или шьём, или рисуем (кстати, в этой заметке есть несколько примеров) - да или просто сами выступаем в их роли. Рассказы о наших играх вы найдёте вот здесь.

Кроме того, дочка ведёт переписку с любимыми героями. Я уже упоминала письма и небольшие подарки, которыми обмениваются Даша и зубная фея (см. заметку "The Tooth Fairy"). И, конечно, классика жанра для нас - это переписка с кроликом Питером, персонажем сказки "The Tale of Peter Rabbit" by Beatrix Potter (см., например, заметку "Письма ребёнку").

Вот недавнее послание, которое прислал дочке Кролик:

мотивация для изучения английского

Как видите, оно довольно объёмное - но и переписка идёт уже не первый год. Помимо самого письма, в конверте была вложена масса листочков с раскрасками и заданиями:

мотивация для изучения английского языка

Если вам интересно, дайте знать в комментариях - и я скопирую для вас текст письма и дам ссылки на листы для распечатки (текст и ссылки здесь, благодарю за интерес).

На мой взгляд, письма от любимых персонажей или даже просто от выдуманного ребёнка - это универсальный мотиватор. Однажды я даже моделировала возможное начало занятий английским дома в ответ на вопрос одной мамочки (см. заметку "С чего начать домашнее обучение").

Кроме того, меня очень порадовала инициатива мам-читательниц нашего сайта, которые в преддверии прошлого Нового года организовали обмен реальными почтовыми письмами на английском языке (см. об этом в заметках из цикла "Проект "Письмо из сказки"". Кстати, если в этом году есть желающие обменяться письмами, пишите об этом в комментариях.

Английские праздники

Второй универсальный инструмент создания мотивации к изучению английского языка у ребёнка - это, конечно, праздники. В англоязычной культуре есть столько замечательных праздников, с которыми ребёнку будет небезынтересно познакомиться: ведь ПРАЗДНИКИ - это и ВКУСНЫЕ УГОЩЕНИЯ, и НОВЫЕ ИГРЫ, и ПОДАРКИ. В общем, я хочу вам сказать, что, если вы хотите замотивировать ребёнка, праздник должен реально войти в его жизнь, а не остаться лишь информативным текстом на листе бумаги.

Я много писала о том, как мы играем в разные праздники (эти заметки легко найти по тегу"праздники англоязычных стран"). Но особо мне хочется выделить Новый год (см. тег "New Year"): ведь это действительно мощный мотиватор. Однажды я делилась своими открытиями на эту тему с интернет-сообществом "Блоги Мам" (см. мой гостевой пост "Новый год + английский язык = дружба").

Как вы знаете, моя дочка чуть ли не с рождения ждёт новогодние подарки от двух дедов: родного Деда Мороза и англоязычного Санты - и она прекрасно знает, что это связано с её билингвизмом. Известно ей и то, что дети, которые говорят на одном языке, получают подарок только один раз. Ну чем не мотивация?

Два года назад я провела большую работу, чтобы познакомить Дашу с идеей адвент-календаря. Зато теперь могу позволить себе расслабиться: дочка сама сделала адвент-календарь (наклеила маленькие конвертики с числами на лист бумаги) и обменивается с его помощью посланиями с Сантой. Вот первое письмо, которое она получила в этом году:

мотивация для изучения английского

Не могу не привести дочкин ответ, который она составила и написала сама:

Dear Santa!
I really liked the coloring sheet you sent me. It looks very like you.
Where do you live?
Do you have a sledge or do you walk?
You will find a letter on top of the television.

Love,
Dasha

Как видите, преддверие большого праздника - такого, как Новый год - это отличный повод, который не стоит упускать родителям, если они действительно хотят создать для своих детей условия для зарождения и роста мотивации к изучению английского языка.

И, думаю, теперь вам понятно, почему мне так хочется, чтобы проект "Английский с мамой" стартовал именно перед Новым годом. Поэтому уже в следующие выходные - 13-14 декабря - я оглашу список участников и, получив от вас обратную связь, 21 декабря разошлю пакеты с материалами первого занятия. А сейчас - в течение ещё четырёх дней - у вас есть возможность подать заявку на участие.

И в заключение я хочу задать вопрос вам, уважаемые читатели. Что вы делаете для того, чтобы повысить мотивацию к изучению английского языка у детей?

Zelya аватар

Не лучший пример, но мотивацией может стать ревность. Я работаю в семье (5 детей), но занимаюсь только с девочками и с папой (отдельно). У старшей девочки интерес был изначальный, она дополнительные задания берет, чтобы дома прорабатывать.Вторая девочка делает все нехотя, только потому что для школы надо (дополнительные упражнения, Боже упаси!)Третью мы не трогали совсем. После двух занятий, самая младшая из дочерей уже идет с книжкой, садится с нами за стол и начинает что-то делать, а в конце восклицает "Ух! Наконец-то и я английским занялась!" Мама в шоке, девочку невозможно заставить учиться, а тут она сама пришла. Вторая дочь решила, что ей тоже нужно попросить у учительницы дополнительные задания, как старшая сестра делает. Тут уже я в шоке была от перемены отношения.Потом им всегда интересно, какие карточки я их папе оставляю, иногда игры на грамматику и т.п., поэтому они еще его тестируют и сами повторяют за ним. Бывает, что папа им не хочет показывать, так им еще интереснее.

admin Olga-ekb аватар

Спасибо за рассказ о твоём опыте, Зеля. Это уже получается коллективная мотивация, а не внутренняя. А ведь в группе, действительно, такое сплошь и рядом происходит. Как говорится, с кем поведёшься, от того и наберёшься. Интересно, насколько прочна такая мотивация.

mamakati аватар

У нас соперничество- тоже великая сила! Катя рвется активно заниматься,чтоб ее одноклассники со временем не опередили. Помогаю мальчику из класса, даже ревнует: "Ты Диме больше задаешь!". А с шестиклашкой смотрели и пересказывали фильм, так она была жутко довольна, что почти все поняла.

admin Olga-ekb аватар

Ух, какая у тебя школьница растёт! Не иначе, как будущая отличница. Happy

mamakati аватар

Насчет отличницы - вопрос шкурный. Я была в школе- до сих пор работаю со своим перфекционизмом, вылезает в каждой мелочи. С одной стороны - желание учиться приветствую, с другой стороны пытаюсь объяснить, что невозможно быть всегда лучше всех.
Я, кстати, тоже думала об индивидуальном обучении,потом о частной школе, но отказалась от этой идеи.Когда пошли в 1й класс, Катя была в шоке,что учителя объясняют тоже самое не так как я.И люди там самые разные.И не все мамы рассуждают как я. До школы в садик мы толком не ходили,а художку, музыкальные занятия посещали вместе, где все спокойно и мягко.А в школе конкуренция. Сейчас потихоньку привыкает.

admin Olga-ekb аватар

Насчёт отличницы - этот вопрос крайне не однозначный. Я отличницей не была и, честно, говоря, этому рада. Буду всегда благодарна своей маме, которая, разбудив меня в школу 1 сентября моего первого класса, сказала такие слова: "Оленька, вставай! Пора идти в школу за коликами! У нас на даче не хватает коликов в заборе, так что давай - неси, будем забор чинить." Примерно эту мысль я хочу донести и до своей дочки. Ведь именно она помогла мне не бояться оценок и не стремиться быть лучше других.

А Катюшке - скоройшей и максимально мягкой адаптации. Happy

Мила (Цветы жизни) аватар

Ах, Дашенька, умница!!! Шикарный английский и построение диалога!
Мотивация действительно важна, и не только детям, но и взрослым... Спасибо, Оля, за статью!

admin Olga-ekb аватар

Мила, благодарю за добрые слова. Rose

Взрослым мотивация к изучению языка тоже нужна - и ещё как. Только это уже совершенно другая история, более сложная и менее однозначная.

Rita аватар

Отличная идея с письмами! Значит сегодня Сашулька получит письмо от Пеппы)))
Оля, а можно мне выслать текст вашего письма от кролика Питера и задания?

admin Olga-ekb аватар

Конечно, Рита, сейчас напишу в отдельной заметке. Правда, наша переписка уже в разгаре, так что сюжет лихо закручен. Happy

Настя Солнечная аватар

Оля, привет! Ну вот, теперь и я буду частым гостем твоего чудесного сайта) Дочка начала изучать английский в школе;-)) Спасибо за глубокий пост - обязательно и мужу дам почитать) Он у меня закончил английскую школу;-)

admin Olga-ekb аватар

Привет, Настя! Заглядывай, буду рада тебе. Особенно если вы с мужем примените что-то из моих наработок в обучении дочки. Happy

Terpsichore аватар

Ольга, спасибо большое за статью! В ней как раз нашла ссылку, которую давно не могла у тебя найти на вашу историю билингвизма:-)
Что до нас, то сейчас у нас волшебная пора, когда дочка сама говорит: "Мама, давай говорить по-французски!" Меня это, конечно, радует-радует! Но все может измениться еще 1000 раз, и не стоит обольщаться. К примеру, уже был период нежелания говорить по-французски. В том случае я предлагала делать что-то любимое и очень интересное на французском http://kak-ya-stala-mamoi.blogspot.ru/2014/02/francuzskij-jazyk-dlja-det...
Книжки мы, конечно, читаем. Мульты не смотрим просто потому что не смотрим (это родительский пунктик). Основная мотивация в нашем случае, как мне кажется, мама говорит по-французски, читает сказки, делает поделки по-французски, песни, конечно, поем тоже по-французски. По-русски совсем немного знаем.
Поездка в франкофонную страну, возможно, тоже дала свои результаты. Хотя об этом я больше по своему мужу сужу, которые стал активнее учить английский:-)
Очень понравилась идея писать письма любимым персонажам. Думаю, мы тоже так начнем со временм делать. Недавно читали книжку, где крысенок писал письмо Деду Морозу, а поскольку писать по-настоящему он не умел, то все нарисовал. Как раз наш случай:-)

admin Olga-ekb аватар

О да, это волшебная пора, когда ребёнок не только разделяет твои интересы, но и активно инициирует следование им. Это так сближает!

А мультики ли, книги ли - думаю, в конечном итоге, различия не так важны - если это делается вместе.