Проект "Английский с мамой" набирает обороты: одни мамы вошли в ритм и достигли гармоничного сотрудничества со своими детьми, у других обнажились проблемы. Ну, а нам с вами интересен любой опыт - ведь только он позволяет увидеть новые горизонты, открыть для себя неожиданные перспективы.
И я продолжаю знакомить вас с отчётами участниц - напомню, что этот раз семьи тестировали занятие "Making a Snowman". Первый отчёт - от Лады и её неразлучной троицы из Якутска - был опубликован отдельной заметкой, в которой поднимался интересный лично для меня вопрос о том, считать ли домашние занятия школой или игрой. А сегодня мы почитаем об успехах и трудностях остальных четырёх мам.
Отчёт Людмилы, мамы Алексея и Арсения (г. Алматы)
Это занятие стало очень вдохновительным для меня. Я решила "от и до" положиться на предложенный план, без собственных добавок или отступлений. Все задумки мне пришлись по душе. Я выучила и песенки, и слова, и даже отрепетировала некоторые моменты без сыновей. Мне очень хотелось, чтобы мальчикам было интересно, но при этом не было чувства, что это не мамино, что мама куда-то подглядывает…
Также, я решила провести два отдельных занятия, для каждого сына. Со старшим все прошло почти гладко и ровно. Он практически все понял, он подпевал мне, все песенки вместе с заданиями мы выполнили как минимум пару раз - первый раз, как демонстрационный от меня, второй раз, он делал все сам. Я лишь помогала словами.
Самое веселье началось, когда мы дошли до последнего задания. После первой попытки у нас получилось не совсем правильно. Я ни слова не сказала на русском, но четко показывала на снеговичке, какую часть мы рисуем. Провели игру второй раз. И ему ооочень понравилось.
Вечером, возвращаясь с Арсюшей из садика я "подогрела" его интерес, намекнув, что сегодня мы будем играть на английском со снеговиками. По дороге же обсудили, что такое snow, snowball и snowman.
Заинтригованный, дома Арсений с нетерпением ждал, ну когда же мама позовет играть. И только мы сели играть… зазвонил телефон, я не могла не ответить, и на несколько минут пришлось прервать все мероприятие. Видимо, это стало самой большой ошибкой…
Когда я позвала сынишку снова, он с интересом разглядывал снежки, активно подпевал (исключительно по-своему) и так и норовил заглянуть под все снежки сразу.
Сборка пазла прошла не под текст песни, а исключительно по желанию сына. Но он уже явно устал и так и норовил убежать….
В третьем задании я добавила к игре наше солнышко, и Арсений вроде с удовольствием "согревал" им снеговичков. Но все равно, игра прошла лишь наполовину. Когда огорченная мама со вздохом разрешила идти играть, сын с радостью убежал Не скрою, я была расстроена.
На следующий день, я предложила ему поиграть со снеговичками еще раз, на что сынок сказал: "Нет. Давай один раз только". Пришлось Алеше самому закончить аппликацию, хотя я планировала, чтобы это задание было выполнено ими вместе.
Я довольна занятием со старшим сыном, хотя, конечно, для него можно было бы и усложнить некоторые моменты. Но с моим маленьким непоседой занятия, как такового не вышло. Он быстро унял свое любопытство и заскучал, не желая слышать английский язык.… Также я не уложилась в формат "все за раз": аппликацию Алеша сделал лишь на следующий день…
Мила, этот отчёт показался мне чрезвычайно важным. И не только в связи с тем, что это занятие стало для тебя экспериментом по разделению мальчиков. И даже не из-за того, что тебе впервые удалось провести занятие полностью на английском - хотя я отметила для себя этот факт с большим удовлетворением.
Я рада, что в этом отчёте обнажилась, наконец, проблема, которая зрела давно - это чувствовалось по твоим предыдущим рассказам, слишком гладким и ровным. Как мне показалось (прочиталось где-то между строк), это занятие стало твоей первой попыткой выйти из роли учителя, чтобы занять позицию равного по отношению к ребёнку. Если говорить образно, то вот как мне увиделась ситуация: раньше ты стояла рядом с детьми в полный рост, возвышаясь над ними - а сейчас впервые рискнула позволить себе присесть рядом с ними на пол и посмотреть глаза в глаза.
И тебя задело то, что младший сын отверг эту протянутую руку. Меня бы тоже это задело. И я долго размышляла над возможными причинами такого проявления. Слишком большие ожидания по дороге из детского сада? Обида и пошатнувшееся доверие в связи с тем, что в важный для обоих момент мама выбрала прерваться на телефонный разговор? Растерянность из-за непривычного отсутствия поддержки старшего брата? Думаю, всё вместе сыграло свою роль и Арсений начал испытывать острую необходимость побыть в одиночестве и осознать происходящее.
Но, как бы то ни было, давай надеяться, что он считал твой посыл и в следующий раз с готовностью примет новые правила игры. Да, именно игры. Ведь, к счастью, в его возрасте слова "Let's play" способны залечить любые раны и действуют на ребёнка волшебным образом.
Как бы я поступила в данной ситуации? Я бы стала играть с Алёшей, предварительно пригласив и Арсения, но не стала бы настаивать на его участии. Это метод, который широко используется в японской культуре: взрослый создаёт вокруг себя такую "движуху", что ребёнку кажется странным и скучным оставаться в стороне и он присоединяется к коллективу играющих. А как выйдет у вас, мы узнаем в следующий раз. Будем с интересом следить за продолжением вашей истории.
Отчёт Ирины, мама Миланы и Дианы (г. Омск)
Наша история про снеговиков состояла из двух дней. Так как в этот раз много песенок, я подумала, что младшей Дианочке тоже будет всё очень интересно и что она сможет удержать внимание на каждом из заданий. Для этого я разделила наше занятие на два дня: первые два задания – в первый день, остальные три – во второй.
Утром я на английском языке сказала дочкам, что у меня для них есть маленький «секрет», и спросила, хотят ли они его увидеть. Милана ответила: «Yes!» и побежала за мной. Задание я подготовила заранее и показала сразу обеим дочкам этот самый «секрет»: кружочки на детской доске-мольберте. Пока я напевала песенку «Where is Snowman?», я не разрешала подсмотреть, что спрятано под всеми кружочками-снежками, и понять, о чём это я пою. Обе дочки с трудом дождались конца песенки и нашли снеговичка. Он им очень понравился!
Ну а так как я всё подготовила на детской доске-мольберте, то следующим этапом было рисование. Рисовать хотелось сию же минуту, поэтому мы сразу и приступили ко второму заданию. Вместо того, чтобы собирать снеговика-паззл, мы его рисовали под песенку «Mr Snowman needs a hat». Рисовали долго и столько же спорили, кто будет рисовать мелом, а кто – фломастерами ))) В общем, у кого есть несколько малышей, тот меня поймёт.
На этом первый день завершился. Весь вечер Миланочка с удовольствие напевала песенку «Where is Snowman?»
А вот со вторым днём было посложнее. Вся трудность оказалась в том, что когда приступили к пяти тающим снеговичкам, девочки начали спорить, у кого сколько и у кого какие снеговички… Поэтому эту попытку «урока» я прекратила, отдав бумажных снеговиков малышкам. Выручила нас снова доска-мольберт, было удобно стирать растаявшего снеговика. Рисовали все ))), пела я одна, но потом Милашка уже подпевала мне.
А четвёртое задание я более тщательно продумала заранее и накануне распечатала три раскраски-паззл со снеговиком, одного из них я сама раскрасила и вырезала, вдобавок раскрасила и вырезала ещё одного, оставшегося от задания для песенки «Mr Snowman needs a hat».
Во время выполнения задания девочки дружно раскрашивали выданных им одинаковых (!) снеговиков. Здесь мне очень помогли «слова мамы», которые Оля подготовила. Пока Милана разукрашивала, мне надо было разговаривать с ней, обсуждать, что будем закрашивать, что нет, что каким цветом. В это время я спросила у Миланы, понимает ли она меня. Дочка ответила положительно. И интонация её ответа подтвердила это. Теперь я спокойна, она действительно понимает мои слова на английском.
Потом Миланочка начала вырезать, но так как и младшей понадобились ножницы, а нельзя, то я вытащила подготовленные мной детали снеговиков. Девочки легко переключились на аппликацию. Диана быстро наклеила снеговика и ещё несколько мною на ходу вырезанные детали и убежала играть (всё-таки её внимание удерживается не более 3-5 минут). Милана более старательно мазала детали клеем и приклеивала их, дорисовывая «лицо» снеговика.
Пятое задание мы выполняли со старшей Миланой вдвоём, Диана играла с игрушками и иногда подходила к нам. Милана впервые так рисовала и не всё понимала из моей английской речи. Поэтому я даже и не закрывала от неё то, что рисую я. В итоге, когда мы развернули листочки, Милана была очень удивлена, что оба снеговика нарисованы мной ))), а не ею. Она попросила помочь дорисовать ей красивого снеговика.
В этот раз занятие получилось насыщенным и достаточно лёгким для дочки на запоминание песенок. Кстати, много и разнообразных дел: мы и рисовали, и пели, и разукрашивали, и клеили. Оля, спасибо! Мы ждём интересных историй от остальных участниц и новое задание.
Как мы помним, в прошлый раз Ирина столкнулась с большими трудностями. Ну, а сегодня "кризис миновал": всё занятие пронизано лёгкостью, несмотря на возникающие спорные ситуации - и эта лёгкость ощущается в каждом слове. Девочки, вы большие умнички - что тут ещё сказать.
А то, что Диана, как тебе кажется, не фиксирует внимание - не расстраивайся: маленькие дети и на лету всё схватывают гораздо лучше и быстрее старших.
Отчёт Елены, мамы Кати (г. Иркутск)
В этот раз начало было многообещающим. Дочка увидела распечатанные материалы и сразу же начала самостоятельно все вырезать, чтобы подготовиться к занятию. Когда же материалы были готовы Катя уже устала Само занятие пришлось перенести. Я думала, что в этот раз все пойдет как по маслу, потому что дочка очень любит песенки и очень быстро их всегда запоминает. Первую песенку с поисками снеговика дочка быстро запомнила и в следующий раз уже сама прятала его от меня при этом по-английски называла номера карточек-снежков.
А вот с другими песенками вышла проблема. Послушав, как Катя поет, я поняла, что она совсем не различает слов и поет что попало. Тогда я стала проговаривать слова и фразы отдельно, а Катя за мной повторяла. Включив видео после "репетиции", дочка снова пела что попало. В конечном итоге мы убили очень много времени на то, чтобы выучить эти песни и правильно произносить слова, но так твердо еще и не запомнили. В этот раз Катя устала от такой интенсивности и однообразия. Возможно, стоит снова вернуться к занятию через какое-то время, т.к. мы едва ли выполнили программу-минимум.
Не скрою, что Ленин отчёт - отсутствие фото, да и вообще всё настроение, его пронизывающее - меня очень расстроил и даже несколько рассердил. Лена, ты меня извини, но я не могу не указать на твои ошибки, приведшие к подобным плачевным результатам.
Думаю, ты и сама заметила, что как только ты вошла в роль учителя (т.е. начиная со второго абзаца твоего рассказа), сразу всё пошло не так. Разве мы ставили себе цель показать ребёнку, как "надо" петь? Нет. Не ставили мы себе и цели сподвигнуть ребёнка "выучить эти песни и правильно произносить слова". Нашей задачей было весело провести время вместе с ребёнком с ненавязчивым освоением английского в качестве побочного эффекта. JUST TO HAVE FUN - даже если на первых порах ребёнок "совсем не различает слов и поет что попало". Очень надеюсь, что ты пересмотришь своё отношение и что Катюша захочет сотрудничать с тобой в будущем...
Отчёт Гузели, мамы Джамиля (г. Ижевск)
И снова добрый вечер! Я и Джамиль приветствуем всех участников проекта! Наша неделя была очень насыщенна и полна событий. Новогодние каникулы мы начали в Башкирии у моих родителей, а эту неделю прогостили у родителей мужа. У нас также есть куча родственников, которых нужно посетить, а также семейные друзья, с которыми хотелось встретиться. В итоге каждый день был "забит" визитами. Мне приходилось выкраивать время для подготовки к занятию и его непосредственному проведению.
Ольга, Вам отдельное спасибо за такое интересное занятие! Оно было насыщенней предыдущих, такое ощущение, как будто мы взбираемся на гору))) Также оно требовало от мамы не только вырезать-нарисовать-склеить и пр., а ВЫУЧИТЬ хоть и простенькие, но все-таки песни. И еще исполнить их. Я как раз вспоминала опыт одной из мамочек, которая проводила занятие на чужой территории. У меня была подобная вынужденная ситуация)) Конечно, родственникам было интересно, чем я там занимаюсь с детьми и как это все выглядит)) А бабушка мужа просила оставить ей на память нашего снеговика - паззла)
Итак, теперь все про ход занятия. признаюсь честно, как и Лада, я не разобралась сразу со всеми снеговиками. Кого куда? Но в процессе мы что-то по принятой нами традиции изменили, а в чем-то дополнительно разобрались.
1. Игра со снежками прошла на ура. Снежки нам особенно близки, потому что в детском саду ребенок учил стих "Лепим, лепим мы снежки", поэтому с ними проблем не было. Снеговика Джамиль увидел еще до самой игры и мы активно по очереди его раскрасили. Получилось очень мило. Потом я спрятала снеговика, причем ребенок согласился закрыть глаза (на предыдущей неделе с этим были проблемы). Под песенку мы успешно обнаружили снеговика. Меня порадовало, что уже после занятия через полчаса Джамилька сам достал снежки, сказал мне закрыть глаза, спрятал снеговик и попросил угадать где он))) Конечно, пока на русском языке, но все же) Единственный минус у нас был - Джамиль еще путается в цифрах, поэтому на промахи я не обращала внимания.
2. Для паззла я сделала из цветного картона блестящего снеговика, который с галстуком. В общем, у нас снеговик собрался на улицу, мы одели его в зеленую шапку, шарф и рукавички, потом он пришел на утренник к детям и одел костюм - шляпу, галстук и жилетку. Соответственно, поменялись слова в песне (вместо eyes, smile - scarf, vest, tie, так как лицо снеговику я уже успела нарисовать). Получается, снеговик с глазками и прочим остался у нас незадействованным.
3. Так как у родителей нет принтера, я все сделала сама, поэтому пять снеговиков были ... эммм.... схематичные что ли... но действительность они не изменили, мы спели песенку (пела я конечно) и убрали по снеговичку. Вообще ребенок у меня впечатлительный, поэтому снеговики не таяли, а прятались. Потом пришлось их еще искать.
4-5. Прошу прощения, но 4 и 5 задание у нас вылилось в сплошное творчество. Я сразу поняла, что 5е задание у нас не выйдет, рисуем еще очень "неочень"))) А так как мы собирались и так сделать открытку со снеговиком (визит к родственникам обязывал подарить что-нибудь на память), то мы соединили все в одно. Помог вокабуляр предыдущих занятий и кое-что пришлось посмотреть самой. Результат на фото.
Это занятие очень нам понравилось, оно тематически очень продуманное. Я думаю, что мы еще не раз будем играть в предложенные игры. Спасибо Вам, Ольга!
Гузель, спасибо за такой позитивный, с юмором, рассказ. Рада, что это занятие вам пришлось по душе и порадовало больше других. Да, оно рассчитано именно на ваш возраст - я в этом плане стараюсь чередовать, чтобы не было особой привязки к уровням.
Мне очень импонирует ваш индивидуальный, креативный подход. А творчество - особенно такое искрящееся и яркое, как у вас - это самый короткий путь к освоению языка.
Девочки, пользуясь случаем, напоминаю, что по окончании проекта самая активная из вас получит приз от от нашего информационного партнёра - сервиса www.cuponation.ru, предоставляющего промокоды для онлайн-шоппинга - в виде денежного сертификата номиналом 1500 рублей для совершения покупок в одном из целого ряда онлайн-магазинов на выбор.
А я благодарю всех за соблюдение условий проекта и готовлюсь выслать вам материалы нового занятия.
Девочки, Оля, как у всех всё по-разному... Есть над чем задуматься и к чему стремиться. Честно, мне очень понравилась лёгкость у Гузели, здорово!
Очень неоднозначные занятия получились в этот раз. Понимая, что это непростой для вас опыт, я всё-таки радуюсь, что все наши девочки начинают раскрывать свою индивидуальность в домашних занятиях со своими детьми.
Оля, спасибо за такую обратную связь. Не знаю почему получилось так с фото, но я их отправила отдельным письмом как обычно, правда не проверила отправлено ли оно, т.к. в предыдущие разы все прошло успешно. Сегодня выслала их еще раз. Ну а занятие действительно потерпело крах. Видимо я слишком расслабилась и многие моменты не учла:
1. Дочка всегда требует полного моего включения в любые игры, даже на русском, не говоря уже про английский. Но я увидела, что в этот раз много песен, а это в нашем случае беспроигрышный вариант, с такими заданиями дочка всегда успешно и с большим удовольствием справляется. В связи с этим я решила, что занятие будем проводить, когда Святослав не спит, а заодно и его немного приобщим к английскому. И это была большая ошибка. Поначалу сын слушал внимательно и пытался подтанцовывать, а дочка с удовольствием играла в "снежки". Потом Святику надоело наше пение, пришлось занимать его другими игрушками, а Катя, увидев, что я отвлеклась, тоже начала искать повод сменить занятие. Дальнейшие игры проходили сумбурно, т.к. мне буквально пришлось разрываться между детьми.
Мой вывод: нельзя пока объединять детей в английских играх, либо проводить очень короткие занятия, пока младший ребенок сохраняет интерес.
2. По поводу позиции учителя. Я даже и не заметила, как оказалась "выше ребенка" и начала поучать. Признаюсь, что проблемы с тем, что петь "что попало" возникли у нас впервые. Катя всегда понимает слова и даже если и поет их неправильно, то по крайней мере это членораздельные слова. Например, вместо "КЛЭП" она могла петь "ХЛЭП", но я и раньше указывала ей на ошибки, и она никогда не возражала, а наоборот сразу исправлялась и пела правильно. В этот раз она даже не произносила слова неправильно, но пела что-то не членораздельное, вроде "бу-бу-бу". Я решила прорепетировать отдельно, и тут дело пошло лучше, но под видео опять ничего не вышло. В общем все затянулось и дочка устала, потеряв всякий интерес к продолжению.
Фото пришли только сегодня - оба письма. Прикрепляю.
Лена, не знаю насчёт братика - в нём ли было дело или нет. Но совершенно точно знаю, что я бы тоже потеряла интерес и попыталась самоустраниться, если бы со мной стали разучивать песню на иностранном языке.
А исправить ребёнка легко - для этого вовсе не обязательно входить в позицию учителя и останавливать игру. Просто произноси (пропевай) САМА правильный вариант - и всё. Катя непременно услышит и скопирует.
Очень надеюсь, что вам удастся влиться в русло нашей реки. Как бы то ни было, опыт - это в любом случае лучший учитель. И чем жёстче учит, тем лучше запоминаются его уроки. Удачи вам!
Почитала опыты других мам и воодушевилась и смутилась одновременно - у нас так как будто все гладко прошло))) На самом деле у меня тоже младший сын Адель с нами крутится, иногда я прошу папу(бабушку, дедушку) с ним поиграть во время занятия. Конечно, мы на него отвлекаемся. Вот он пытался схватить и утащить наши снежки и снеговичка-паззл, поэтому Джамилька их защищал (на русском конечно) - Адель, не трогай, мое! Ну Адель, ну не трогай!!! - У нас это нормальная ситуация...
И еще - про пение непонятно чего... Джамиль еще на русском коряво некоторые слова говорит, не то что на английском... Ну что теперь, не заниматься с ним что ли? Я начинала в ноябре разговаривать дома только на английском, после этого сын начал на русском тянуть предложения. Как я понимаю, у него сейчас становление грамматического строя русского языка. Он может повторить одно слово несколько раз пока обдумывает окончания следующих слов в предложении. Поэтому нам сейчас очень удобно оставить английский только на уровне проекта "Английский с мамой". И еще книжки некоторые на английском читаем. Ребенок ходит в сад, где все девчонки тараторят на ура, и половина мальчиков тоже говорят лучше моего, поэтому сейчас не хочу тормозить его речевое развитие, чтобы не комплексовал в садике. Поэтому поет не знамо чего - для нас тоже нормальная ситуация, главное, что сидит и слушает и ему нравится.
И по поводу роли учителя. Я год вела французский язык в группе с пятилетками и шестилетками, поэтому я на своем опыте знаю, что значит - научить песне. Со своим ребенком это не пройдет точно! Моему совсем неинтересно если я вхожу в роль учителя, он даже не дает мне этого сделать. Нужно самой петь и показывать все, танцевать, он видит, что мне это нравится, что это весело и просит еще, и сам понемного включается в процесс.
А так, мне очень понравился опыт Ирины, мамы двух девочек, как она заранее все готовит и учитывает возрастные особенности детишек и особенности включения двух детей в одно занятие. Я взяла кое-что себе на заметку!
Ольга, очень приятно слышать с Вашей стороны одобрительные слова!))
Гузель, радуюсь за вас, что вам удаётся так легко обходить все острые углы и столь ярко проявлять свой творческий потенциал. Видимо, вы были действительно готовы к этим занятиям - как и Ирина. На самом деле, подобная лёгкость не так часто встречается. Поэтому я вдвойне рада, что в нашей онлайн-группе подобрались такие девочки.
Оля, спасибо за обстоятельную и важную обратную связь. Я не могу сказать, что я всегда возвышаюсь в роли учителя, я довольно часто опускаюсь к ним на пол и играю... Хотя, конечно, педагогическое образование высовывается нередко... Я приняла к сведению твои замечания, и благодарю тебя за мудрость!
Кстати, о песенках. Младший сын тоже поет "что-попало", но у нас та же проблема, что и у Гузели, поэтому я не особо заострила на этом внимание. Меня порадовал уже тот факт, что он подпевает.
Оля, спасибо тебе за проект! Он не только учит детей английскому, но и нас видеть, распознавать и решать свои собственные проблемы и задачи.
Мила, я выдохнула с облегчением, что ты восприняла предложенный мой образ без обид, а как повод для самосовершенствования. Зная тебя, я верю - даже уверена, - что ты сможешь переработать мои слова и обратить их себе во благо. С предвкушением жду ваших следующих отчётов.
Оля, как интересно следить за проектом. Признаться, не ожидала, что для меня будут прямо захватывающими как отчеты девочек, так и твои комментарии Сколько ньюансов можно почерпнуть для своих занятий, психологических главным образом. Проект прямо то, что надо! Я прям такую игру захотела сделать самой, детки так любят прятки
Оля, рада, что тебе интересно. Надеюсь, ты поделишься с нами выводами, которые сделала для себя, и опытом, к которому они тебя привели.
С большим интересом читаю отчеты участниц, нахожу ориентиры, учусь на чужих ошибках, ловлю подсказки. Количество переходит в качество -что-то как паззл складывается в голове. Если я недавно еще думала, что мне трудно заниматься с детьми в таком формате и проще поставить Time4Learning, то сейчас чувствую, что занятий мне будет не хватать))
О, вот это самое главное открытие! Лада, искренне радуюсь тому, что проект помог вам включиться в обучение детей английскому. Личное участие мамы не сравнится не с одним интернет-ресурсом на свете.
А насчёт "не хватать" - если на занятия в цифровом формате будет спрос, я буду продолжать предлагать их на сайте. Вы сможете найти их на вкладке "Купить". Обратная связь тоже будет возможна - как показал наш совместный опыт, это нужно мамам - так что вы сможете продолжать присылать отчёты для публикации и получать от меня и других мам отклик.